Пьесу «Гроза» Александр Николаевич Островский написал в 1859 году, она принадлежит к циклу «На Волге». Произведение было основано на изображении купеческой жизни, точнее деспотичного отношения представителей старшего поколения к молодому поколению, подчиненному им. Богатые купцы являются хозяевами жизни в городе Калинове.
Они отстаивают свои взгляды на семейные нормы и правила. В семье Кабановых царят консервативные нравы, которые обычны для семьи из небольшого провинциального городка.
Согласно этим правилам, жена должна, «проводивши мужа», лечь на крыльце и «выть». Муж же должен регулярно бить жену, чтобы была покладистой. И оба они должны беспрекословно подчиняться старшим в доме. Этот образец поведения в семье избрала для себя и Марфа Кабанова.
В ее семье молодое поколение совершенно бесправно, особенно это касается женщин. Это пример старорусской семьи, что подчеркивается одеянием героев — все «одеты по-русски», кроме Бориса. Внешний облик обитателей Калинова не похож на облик современных тому времени людей.
Автор подчеркивает нежелание жителей русской провинции и, в первую очередь, представителей купеческого сословия идти вперед, не чинить на этом пути препятствий молодому поколению.
При описании купеческого быта и нравов Островский обращает внимание читателя на недостатки взаимоотношений в семье. Кроме того, мы замечаем, что большая часть жителей Калинова не имеет никакого образования. Пример тому — рассуждения горожан у расписанных стен галереи о «Литовском разорении».
Положение Катерины в семье Кабановых, ее взаимоотношения со свекровью у общества не вызывают никакой реакции. Такие ситуации были обычными для того времени, поэтому конфликт в пьесе Островского реалистичен.
Еще одной немаловажной стороной жизни купечества, изображенной автором, является повседневный быт, представляющий собой размеренное существование, лишенное событий. О жизни столицы рассказывают невежественные странницы — «феклуши», которым, как и Кабанихе, недоступно все новое и необычное.
Но время идет дальше. старшее поколение должно уступать молодым. Это чувствует и старая жестокая Кабанова, с ней согласна и странница Феклуша.
В своей пьесе Островский изображает кризис провинциального купечества, отсутствие перспектив его дальнейшего развития при сохранении прежней идеологии.
Дайджест:
- Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского «Гроза»Гроза — явление в природе очищающее и необходимое. Она приносит с собой свежесть и прохладу после изнурительной жары, живительную влагу после суши. Она несет очищающее, обновляющее действие. Таким «глотком свежего воздуха», новым взглядом на жизнь стала в литературе середины XIX века пьеса А. Н. Островского » Гроза «. Великая русская река, самобытный народ, живущий на ... Читать далее...
- На тему: Жестокие нравы в пьесе Гроза, ОстровскийЖестокие нравы Драму «Гроза» Александр Николаевич Островский написал в 1859 году, а через год она впервые была опубликована. Для литературы девятнадцатого века характерна была мысль о свободе и смене ориентиров в обществе. Так и в произведении Островского мы видим как «старый» уклад жизни свирепствует, не желая уступать место «новому», но постепенно уходит на второй план. ... Читать далее...
- Жестокие нравы города Калинова в пьесе Островского «Гроза»Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова. Литература XIX века качественно отличается от литературы предшествующего «золотого века». В 1955-1956 гг. свободолюбивые и свободореализующие тенденции в литературе начинают проявляться все активнее. Художественное произведение наделяется особой функцией: оно должно поменять систему ориентиров, переформировать сознание. Социальность становится важным начальным этапом, а одной из главных проблем ... Читать далее...
- Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!В драме Островского » Гроза » широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Островский изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и новое поколение молодежи, отвергающее эти устои. Персонажи драмы делятся на две группы. По одну сторону стоят старики, поборники старых порядков, которые, в сущности, ... Читать далее...
- Нравы дома Кабановых по пьесе ГрозаПьеса «Гроза», написанная А. Н. Островским, повествует о людях XIX века и рассказывает о жизни провинциальной России того времени. Основные действия в произведении происходят в городке Калинов, который расположился на высоком берегу Волги. На фоне ослепительной привлекательности окружающей природы и спокойствия произошла трагедия, которая нарушила тихую жизнь этого городка. Не все так замечательно в Калинове. ... Читать далее...
- Проблема и проблематика в драме по пьесе ГрозаПьеса «Гроза» — это наиболее смелое произведение из творчества Островского. Известные критики считают, что в пьесе гармонично сочетаются и превосходят друг друга взаимные отношения безгласности и самодурства и доводят эти отношения до не очень хороших, а часом и до ужасных последствий. Н. А. Добролюбов, например, считает, что в этом произведении было что-то бодрящее и освежающее. ... Читать далее...
- Калинов и его обитатели по пьесе ГрозаГород Калинов на Волге — вымышленное место Островским, показывающий все черты провинциальных городов России. Островский заимствовал часть сюжета во время отдыха в Костромской губернии. Автор в лице Кулигина показывает, что люди не замечают красоту природы и видят только всю черноту этого города. Островский показывает Калинов в положении глубинного разлада его жителей. Раскол в городе показывает ... Читать далее...
- Быт и нравы города Калинова в пьесе «Гроза» ОстровскогоПоразительно, но иногда об истории того или иного государства можно судить лишь по литературе. Сухие хроники и документы не дают настоящего понимания происходившего, соответственно на литературе лежит большая ответственность. В XIX веке роль литературы увеличилась настолько, что тем или иным произведением можно было повлиять на настроения интеллигенции. Текст стал не только реакцией на что-то, но ... Читать далее...
- Символика в драме по пьесе ГрозаНаделение как явлений, так и предметов символичным смыслом очень характерно для произведений реалистичного направления в литературе. А. С. Грибоедов первым использовал такой принцип в своем произведении «Горе от ума». А. Н. Островский идет по стопам Грибоедова, используя тот же прием, он наделяет символикой слова героев произведения «Гроза», природные явления и саму природу. Еще одна исключительная ... Читать далее...
- Быт и нравы темного царства по пьесе ГрозаПри чтении произведений Островского мы неожиданно попадаем в царящую в обществе атмосферу и становимся невольными участниками событий, происходящих на сцене. Мы соединяемся с толпой и словно со стороны рассматриваем жизнь героев. Мы оказываемся в приволжском городе Калинове и получаем возможность наблюдать за бытом и нравами его жителей. В основной массе это купечество, жизнь именно этого ... Читать далее...
- Характеристика Кабановой с цитатами из текста по пьесе ГрозаКабанова Марфа — богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. Мнение Марфы во многом определяет жизнь города. Уже по первым словам Кабанихи можно сказать, что она суровый и властный человек, настоящий тиран: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Кабанова недовольна своей семьей, особенно ... Читать далее...
- Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза»В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения. К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему — Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в ... Читать далее...
- ПРОТЕСТ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают «певцом купеческого быта». И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в Малый театр, и напоминает нам о прошлом, о темном, страшном и одновременно смешном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Болыновых, Подхалюзиных, Диких и Кабановых. Изображение мира ... Читать далее...
- Каким предстает мир калиновских обывателей по пьесе ГрозаДля развития сюжета «Грозы» А. Н. Островский выбрал живописный городок на крутом берегу Волги, которому дал название Калинов. Автор описывает живописные дали, открывающиеся с высокой приволжской кручи. Чудные картины местного ландшафта органично вплетаются в структуру пьесы. Сначала может показаться, что они противоречат драматическому произведению, но Островский намеренно вносит в описание места действия яркие краски, исполняющие ... Читать далее...
- «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…» Мы идем по городу КалиновуМы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким показан город Калинов? Работа над двумя монологами Кулигина. ... Читать далее...
- Образ Катерины и трагедия совести по пьесе ГрозаВ своей драме «Гроза» А. Н. Островский, на мой взгляд, показал дикое общество небольшого городка Калинов и противопоставил этому обществу образ Катерины, образ свободолюбивой девушки, которая не могла смириться с законами, которые были установлены в этом городе. Катерина — девушка, родившаяся в обычной семье, где ей представлялась свобода действий. Она воспитывалась в атмосфере любви и ... Читать далее...
- Варвара и Катерина в драме А. Н. Островского «Гроза»В 1856 году Островский участвовал в «Литературной экспедиции», организованной Морским министерством с целью изучения быта и нравов приволжских жителей, занимающихся рыболовством и судоходством. Островский взял на себя исследование быта жителей Верхней Волги. Материалы его наблюдений послужили основой для создания цикла произведений. Одна из этих пьес — драма » Гроза «. «Гроза» была начата в июне ... Читать далее...
- Что дало основание критику Н. А. Добролюбову назвать купечество города Калинова «темным царством»? по пьесе ГрозаВ пьесе «Гроза» А. Н. Островский сразу погружает читателя в мрачную обстановку Калинова, названного Н. А. Добролюбовым «темным царством». В этом приволжском городке действительно царит особый мир, время в нем будто замерло. Думаю, русский критик совершенно справедливо назвал Калинов — «темным царством». В нем сильны патриархальные устои, и жители слепо блюдут быт и нравы, не ... Читать далее...
- Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского По пьесе «Гроза»В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает одно из самых сильных своих произведений — драму «Гроза», в которой показывает как типично русский купеческий дом Кабановых, являющийся олицетворением «жестокого мира». В доме, широко известном в волжском городе Калинове, главенствует и таким образом устанавливает нравы дома Марфа Игнатьевна Кабанова, по-видимому, давно вдова, может быть, и при жизни ... Читать далее...
- Мастерство речевых характеристик в драме А. Н. Островского «Гроза»В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах. Островский в ... Читать далее...
- Нравственные проблемы в пьесе ГрозаРазмышления о нравственной грани проблемы взаимоотношений между поколениями. Нравственность — это те правила, которые определяют поведение людей. Поведение выражает внутреннее состояние человека, проявляющееся через его духовность и жизнь души. Нравственность в жизни старшего и младшего поколений связана с извечным законом преемственности. Молодые перенимают у стариков жизненный опыт и традиции, а мудрые старшие учат молодых жизненным ... Читать далее...
- Образ Катерины по пьесе ГрозаЭпиграф: «закат говорил о том, что некий человек когда-то подарил солнцу огонь. Огонь тайный, что наполняет все сейчас и диктует смысл жизни…» . Россия открывалась писателям с разных сторон и под разными углами зрения в разные эпохи. Таким самым главным, мимо чего не прошел А. Н. Островский, стали крепостное право, свобода и достоинство человека, будущее ... Читать далее...
- Образ характер и характеристика Катерины Кабановой по пьесе ГрозаПьеса «Гроза» А. Н. Островского была опубликована 1860 году. В России назревала революционная ситуация, время было достаточно сложным. Летом 1856 года писатель путешествовал по Волге. В пьесе он передал свои впечатления от этой поездки, однако не описывал конкретные города и лица, а изобразил обобщенные, но глубоко типичные картины жизни на Руси. Вообще, Островский считается настоящим ... Читать далее...
- Хозяева «темного царства» по пьесе ГрозаСамым главным хозяином «темного царства», на мой взгляд, является Марфа Игнатьевна Кабанова. Ее поведение, речь, нрав соответствуют ее статусу. Даже из первой реплики этого персонажа мы узнаем, что она — властная женщина, которой чужды понимание и уважение к другим людям: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе ... Читать далее...
- Что делает Катерину «чужой» в калиновском мире? по пьесе ГрозаОстровский — не только великий русский драматург, но и основоположник национального театра. Написанная в 1859 году «Гроза» стала одной из самых известных пьес автора наряду с «Бесприданницей» и «Снегурочкой». Ключевая героиня драмы разительно отличается от других действующих лиц, Катерина явно чужая в патриархальном мире провинциального Калинова. Ее жизнь до замужества была иной: Катя росла в ... Читать далее...
- Идея обреченности «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза»Драма Островского «Гроза» — самое значительное произведение основоположника русской бытовой драмы. Она была написана в 1860 году, в период общественного подъема, когда сбрасывались оковы крепостничества и в душной общественной атмосфере собиралась очищающая гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где крепостнические порядки поддерживались очень жестко. Жители провинциального города живут замкнуто, им чужды новые идеи ... Читать далее...
- Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены по пьесе ГрозаОстровский был в числе первых русских писателей, показавших суровые реалии власти самодуров. Александр Николаевич изобразил жизнь дворянства с иной стороны, открыв подноготную мира, где главной ценностью считаются деньги. В пьесе «Гроза» автор показывает, как общество богачей подстраивает мир под себя, признает равными лишь обладающих властью и средствами. Все остальные переведены в разряд прислуги, обязанной блюсти ... Читать далее...
- Катерина и Борис в драме А. Н. Островского «Гроза»Драма Александра Николаевича Островского » Гроза » явилась настоящим откровением для тысяч русских зрителей-Им показали доныне неизвестный пласт провинциальной жизни. Лучше драматурга об этом не скажешь. Устами героя Кулигина он обрисовывает жизнь в Калинове: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, СУ~ дарь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, ъе увидите. И ... Читать далее...
- На тему: ОБРАЗ КАТЕРИНЫ — РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»Наверное, ни одному русскому писателю не удалось в своем творчестве обойти вниманием женщину. И какими же разными их описывали! Были среди них и хрупкие барышни, и работящие, выносливые деревенские бабы. Но всех их объединяют черты, из которых складывается цельный, обобщенный образ русской женщины. Что же характерно для нее? Любая героиня произведений русской литературы отличается сильным, ... Читать далее...
- Конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»1. Жизнь русского патриархального купечества. 2. «Темное царство» и его представители. 3. Молодое поколение в драме. 4. Противоречия между старшим и младшим поколением. А. Н. Островский показал жизнь русского купечества. В драме «Гроза» на обыденном фоне развертывается трагедия, погубившая жизнь молодой женщины. В чем причина гибели Катерины? Можно ли сказать, что именно конфликт поколений привел ... Читать далее...
Изображение быт и жестокие нравы купечества в драме по пьесе Гроза