Изображение быта в повести Г. Ф. Квитки-Основьяненка «Маруся»
Г. Ф. Квитка-Основьяненко — зачинатель новой украинской прозы. Писатель одним из первых в Украине начал писать на народном языке не только о смешном, а и о серьезном. Это было актом исторического значения, который довел зрелость и художественное совершенство украинского языка.
Квитка-Основьяненко пришел в украинскую литературу во время ее национального возрождения. Произведения писателя никого не оставляли равнодушным.
Простых людей эти произведения захватывали до слез, так как повествовали об их жизни, рассказанных и вдобавок
Наум Дрот — трудолюбивый, мудрый, набожный, честный, придерживался всех народных обрядов и обычаев. Лишь благодаря честной работе, набожности и соблюдений норм, морали этот крепостной стал зажиточным и счастливым.
В таком же добродетельном духе воспитал Наум и свою дочурку Марусю. Портрет
Вся ее жизнь в работе. В ее духовном миру важнейшее — чувство. Это она «веселенькая, как весенняя звездочка», а то уже «невеселая, будто в воду опущенная». Очень чувствительная, что-нибудь — уже и слезы, вся в свете переживаний. Полюбила эта девушка Василия с первого взгляда, но глубоко, навсегда.
В поведении своем с парнем Маруся благородная, внимательная. В разлуке с Василием она целует и прикладывает к сердцу подаренные им орешки.
Поведение Маруси имеет фольклорную основу: она краснеет, «как калина», голос девушки, как дудочка, а слезинок, как росинки на цветочке. Народность и язык этой нарядной, работящей девушки: «Таточку, голубчику, соколику лебедику! Матушка моя родненькая!». Идеальной девушке — идеальная пара. Таким и есть Василий: «красивый, русый…, усы казацкие, глаза веселенькие, как звездочки…; жупан на нем синий и китайчатая юпка, поясом из английской каламайки подпоясан, в новых штанах, сапоги хорошие, шкаповые с подковами».
Характером парень честный, скромный, искренний в чувствах, добрый, трудолюбивый, умный. А что уже остроумный: «на россказни, на приложения — впереди всех: только его и слышать, от него весь хохот идет». И к танцам, и к разговорам, и к работе — ко всему удачливый.
Источник повести — это действительность украинского села и народное творчество.
Квитка-Основьяненко подробно описал повседневные хлопоты крестьян: заботы о земле и хозяйстве, одежду и кушанья, мастерство и любовь к домашнему огнищу.
В Пасхальной корзине Маруси есть и пояса, и пасхальные яйца, что подчеркивает в ней добрую хозяйку. Автор детально знакомит читателей с обрядностью Слобожанщины, изображая сватанье, свадьбу, похоронный обряд с причитанием. Образ жизни крестьян определял их поведение.
Люди придерживаются морально-этических норм поведения, каждому не безразлично то, «что скажут люди».
С блеском Квитка подчеркнул, что основным условием жизни крестьянства была работа, так как именно она давала жизнь и присуща миру. Работа и набожность дают силы Науму и Насти и дальше жить, когда, кажется, потеряли все самое дорогое со смертью Маруси. Они неустанно работают, раздавая результаты своих трудов церкви и на старцам божьим. Героев повести писатель нашел среди простых тружеников, образы их «писаные с натуры без любого украшения».
Так мог написать только большой знаток народной жизни. Повесть «Маруся» очаровывала, современников Квитки именно изображением народной жизни Украины «с ее поэтической природой, с ее поэтической жизнью простого народа, с ее поэтическими обычаями и представляет всю привлекательность, всю поэтическую обворожительность повести, как отметил В. Белинский. Для потомков Г. Ф. Квитка-Основьяненко оставил в наследство большое сокровище — энциклопедию жизни слободского края — повесть «Маруся».
Изображение быта в повести Г. Ф. Квитки-Основьяненка «Маруся»