Изображение дворянства начала XIX века по роману Евгений Онегин

«Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития»,- говорит Белинский. В своем романе Пушкин нарисовал жизнь России конца 10-х — первой половины 20-х годов XIX века.

Это было время подъема национального самосознания, пробужденного войной 1812 года, усиления недовольства передовой дворянской интеллигенции самодержавно-крепостническим строем.

Усиливается интерес к мыслителям и писателям Запада.

Онегин читает сочинения английского

экономиста Адама Смита. Он вместе с Ленским обсуждает вопросы, поставленные французскими философами конца XVIII века. Руссо — один из любимых авторов Татьяны.

Ленский учился в Геттиигенском университете; его поэзия созревала «под небом Шиллера и Гете»; оттуда он привез «вольнолюбивые мечты».

Растет знакомство с английской художественной литературой. Ричардсон и Байрон — любимые писатели.

Появляются новые потребности, особенно у столичного дворянства, разрушается патриархальный уклад жизни.

На фоне этих сдвигов в общественно-экономической и культурной жизни России Пушкин в свете декабристских

взглядов рисует быт и нравы разных групп дворянства: петербургского, московского и поместного, живущего в своих усадьбах.

Петербургский «свет» — аристократическое общество — выведен в первой и восьмой главах романа. Показывая всю пустоту жизни светского общества, Пушкин резко сатирически рисует образы его типичных представителей. Тут «необходимые глупцы», и «на все сердитые господа», и «диктаторы бальные» «с виду злые» дамы, и «не улыбающиеся» девицы.

В седьмой главе перед нами столичное московское дворянство. Оно отличается косностью и консервативностью быта и привычек, ограниченностью интересов, пошлостью и бессодержательностью жизни. Глухой провинцией веет от этой дворянской Москвы.

Все в них так бледно, равнодушно, Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум. . .

Третья группа дворянства, представленного в романе,- это провинциальное поместное дворянство. Длинной вереницей проходят перед читателями гости, съехавшиеся на именины Татьяны Лариной. Тут и «толстый Пустяков», Гвоздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», и знакомые нам по «Недорослю» Скотинины, из XVIII века благополучно перекочевавшие в XIX, и «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», и другие. Рисуя это общество в сне Татьяны в образах разных чудовищ, Пушкин характеризует дикий мир провинциального дворянства как воплощение косности, невежества, умственного отупения, слепой приверженности старине.

Поэт беспощаден в своем сатирическом описании «дикого барства».

С иронией говорит Пушкин и о «жизни мирной» семьи Лариных, верной «привычкам милой старины». Сам Ларин «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый»; он не читал книг, хозяйство передоверил жене, «а сам в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом».

Но и в поместье Лариных, при всей их мирной жизни и известной близости к народу, царят крепостнические нравы. Также привычно, как она «солила на зиму грибы» и «ходила в баню по субботам», Ларина «брила лбы», т. е. отдавала в солдаты провинившихся крестьян, и «служанок била, осердясь».




Изображение дворянства начала XIX века по роману Евгений Онегин