Изображение героев в «Сказке о царе Салтане»
В изображении героев поэт сохранил фольклорную типизацию, но вместе с тем стремился превратить их в полнокровные человеческие характеры. Реализм Пушкина находил внутреннее соответствие специфическому реализму фольклора, поэтому его литературная авторская позиция выступает в единстве с фольклорными деталями в системе сказки.
Один из центральных образов — царь Салтан — подан в комическом ключе, что дополняет его психологическую конкретность. Салтан добродушен и доверчив, поэтому он оказывается жертвой злых козней. Главным в характеристике
Поэт наделяет Салтана разнообразными переживаниями, подчеркивает его большую эмоциональность. Салтан вспыльчив, но отходчив:
В гневе начал он чудесить «Что я? царь или дитя? И гонца хотел повесить; Говорит он не шутя; Но, смягчившись на сей раз, Нынче ж еду!» Тут он Дал гонцу такой приказ: топнул, «Ждать
Обращаясь к гостям-корабельщикам с одним и. тем же вопросом: «Какое в свете чудо?» — царь, по-видимому, надеется услышать весть о жене. А найдя ее на острове, он испытывает сильное душевное потрясение:
Царь глядит — и узнает… В нем взыграло ретивое! «Что я вижу? что такое? Как?» и дух в нем занялся…
Царь слезами залился…
И тут же начинается веселый пир. В нарушение фольклорной традиции, но в соответствии с развитыми Пушкиным психологическими качествами Салтана, злые сестры и баба-Бабариха не наказываются. Прежде чем ею в этот счастливый день уложила спать,
Царь для радости такой Отпустил всех трех домой.
Здесь мы видим уже знакомое подчинение сюжета логике созданных образов, а не наоборот.
Вместе с тем Пушкин нарушает и фольклорный закон неизменяемости сказочных героев. Под воздействием разрушительного чувства зависти старшие сестры превращаются из девиц-искусниц в злых жаб. Но зависть — не единственный их признак.
Ткачиха с поварихой хитры и коварны, свои речи они начинают, подмигнув другим лукаво, усмехнувшись исподтишка. Они трусливы:
Разбежались по углам, Их нашли насилу там. Тут во всем они признались, Повинились, разрыдались…
В пушкинской переделке сюжета самым заметным явилось введение образа Лебеди. Идеализируя личное отношение к жене, поэт сделал этот образ художественным центром сказки.
В народной сказке невеста обычно является помощницей. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна всегда сами стремятся к соединению с героем. Невеста выполняет за него трудные задачи: строит за одну ночь чудесные мосты и дворцы, добывает разнообразные диковинки ; она рассказывает, где спрятана смерть Кащея; советует поменять местами бочки со слабой и сильной водой, чтобы победить Змея; в мотиве «Чудесное бегство» она превращает себя и жениха в козу с пастухом, яблоню со сторожем и церковь с попом.
Когда старшие братья убивают героя, хотят завладеть его богатствами и главной добычей — невестой, она ставит перед ними невыполнимые условия: «Сшейте, — говорит, — такое платье, какое у меня осталось дома»; затем требует такие же туфли. Это может выполнить только ее настоящий жених — и она его находит. Когда же он, нарушив запрет, ее забывает, она является к нему на свадьбу и напоминает о себе. Лишь в немногих сюжетах невеста проявляет враждебность к герою: дает ему невыполнимые задачи и пытается его погубить.
Такая сюжетная функция повлияла на содержание образа: женщина родственно связана с чудесными силами, она — волшебница. Ее родные братья — Ветер, Вихрь и Буря — являются, если свистнуть в волшебный рожок, и выполняют любое поручение. Она состоит в родстве с солнечным миром, с морской стихией, с тридесятым царством.
Изображение героев в «Сказке о царе Салтане»