Изображение Глуповцев в истории одного города

Сначала проанализируем, как называет автор жителей го­рода Глупова.

Головотяпство — небрежное и бестолковое ведение дел. Поэтому жители города — головотяпы, те, кто небреж­но и бестолково ведет дела.

Писатель объясняет название так: «Головотяпами же прозы­вались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» голова­ми обо все, что ни встретилось на пути».

Иначе говоря, Салтыков-Щедрин из переносного значения корней слова «головотяп» превращает в прямое, придавая сло­ву дополнительное отрицательное значение: люди

идут в жиз­ни напролом, мало думают — больше «тяпают» головами. «Богу молиться начнут — об пол тяпают». Вспомним пословицу: «На­учи дурака Богу молиться, он и лоб разобьет». То есть жители Глупова — дураки, неумные люди.

По соседству жили: моржееды, лукоеды, гушееды, клюков — ники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чер — нонебые, долбежники, проломленные головы, слепороды, гу­бошлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники и рукосуи.

Эти названия восходят к прозвищам кото­рые народ давал самому себе. Это показано в словаре Даля. Можно без труда понять, что все эти

прозвища имеют негатив­ный характер: народ насмехается сам над собой. Так Салтыков-Щедрин остро поднимал вопрос о самооценке русского народа: кто будет его уважать, если он сам себя не уважает.

Делая выводы, скажем, что, изображая глуповцев, писатель использует прием игры слов, обыгрывания пословиц, погово­рок, а также гиперболу и гротеск.




Изображение Глуповцев в истории одного города