Сначала проанализируем, как называет автор жителей города Глупова.
Головотяпство — небрежное и бестолковое ведение дел. Поэтому жители города — головотяпы, те, кто небрежно и бестолково ведет дела.
Писатель объясняет название так: «Головотяпами же прозывались эти люди оттого, что имели привычку «тяпать» головами обо все, что ни встретилось на пути».
Иначе говоря, Салтыков-Щедрин из переносного значения корней слова «головотяп» превращает в прямое, придавая слову дополнительное отрицательное значение: люди идут в жизни напролом, мало думают — больше «тяпают» головами. «Богу молиться начнут — об пол тяпают». Вспомним пословицу: «Научи дурака Богу молиться, он и лоб разобьет». То есть жители Глупова — дураки, неумные люди.
По соседству жили: моржееды, лукоеды, гушееды, клюков — ники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чер — нонебые, долбежники, проломленные головы, слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники и рукосуи.
Эти названия восходят к прозвищам которые народ давал самому себе. Это показано в словаре Даля. Можно без труда понять, что все эти прозвища имеют негативный характер: народ насмехается сам над собой. Так Салтыков-Щедрин остро поднимал вопрос о самооценке русского народа: кто будет его уважать, если он сам себя не уважает.
Делая выводы, скажем, что, изображая глуповцев, писатель использует прием игры слов, обыгрывания пословиц, поговорок, а также гиперболу и гротеск.
Дайджест:
- Сатирическое изображение действительности в «Истории одного города»«История одного города» — это величайшее сатирическое полотно роман. Это беспощадное обличение всей системы управления царской России. Законченная в 1870 г. «История одного города» показывает, что народа в пореформенное время осталось таким же бесправным, что чиновники — самодуры 70 ых гг. отличались от дореформенных только тем, что грабили более современными, капиталистическими способами. Город Глупов — ... Читать далее...
- Собирательный образ глуповцев в романе «История одного города»Традиционный темой в творчестве российских писателей на протяжении многих веков является патриотическая тема — тема Родины, России. Достаточно вспомнить А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. А сколько пришлось выстрадать И. А. Бунину, А. А. Блоку, С. А. Есенину, чтобы так проникновенно высказать ... Читать далее...
- Изображение обывательщины в романе «История одного города»Салтыкова-Щедрина интересует отношение народа к власти, самодержавию. Ведь, бунтуя против отдельных представителей власти на местах, народ посылал ходоков к правителям. Многовековая вера в доброго царя жила после утраты веры в мудрого и честного помещика: «Но глуповцы тоже были себе на уме. Энергии действия они с большою находчивостью противопоставили энергию бездействия». «И упорно стояли при этом ... Читать далее...
- Изображение бесправия и покорности народа в романе «История одного города»В «Истории одного города» писатель довел до совершенства наиболее яркие черты своей сатирической манеры. Основными приемами сатиры являются сатирическая фантастика, гротеск, беспощадная ирония и веселый, всепобеждающий юмор. Элементы фантастики и сатирическое преувеличение помогают более полно выявить жизненную сущность героев, их основные качества. Фантастичность облика Брудастого — Органчика переплетается с жизненной правдой, когда мы наблюдаем за ... Читать далее...
- Смех сквозь слезы в «Истории одного города»В «Истории одного города» М. Е. Салтыков-Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения — сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников. Автор убежден, что бюрократическая власть является следствием «несовершеннолетия», гражданской незрелости народа. В книге сатирически освещается история вымышленного города Глупова, указываются даже точные даты: 1731-1826 годы. В фантастических событиях и ... Читать далее...
- Проблема власти и политического несовершенства в «Истории одного города»В «Истории одного города» обличаются несовершенство общественной и политической жизни России. К сожалению, России редко везло на хороших правителей. Доказать это можно, открыв любой учебник истории. Салтыков‑Щедрин, искренне переживая за судьбу своей родины, не мог остаться в стороне от этой проблемы. Своеобразным решением и стало произведение «История одного города». Центральным вопросом в этой книге является ... Читать далее...
- Образы правителей Глупова из «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина1. Значение произведения в истории литературы. 2. Роль пародии в «Истории одного города». 3. Градоначальники города и их изображение. 4. Мастерство Салтыкова-Щедрина. Так начнем повесть сию… М. Е. Салтыков-Щедрин На вопросы, связанные с написанием «Истории одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин отвечал, что книга эта посвящена современности. Он никогда не предполагал даже, что текст его произведения ... Читать далее...
- Источники художественного своеобразия «Истории одного города»В «Летописи 1-го городка» М. Е. Салтыкова-Щедрин рисует град Глупов в период от пор «доисторических» по тех времен, как скоро «деяния пресекла движение родное». Перед мегаполисом Глуповом предполагается вся Российская Федерация, изображенная создателем сатирически. «Деяния 1-го городка» — творение пародийное. М. Е. Салтыков-Щедрин пародирует древнерусские летописи, труды историографов, литературные творения древности и XVIII-XIX веков. В ... Читать далее...
- Салтыков-Щедрин, Анализ произведения История одного города, ПланАнализ произведения Это произведение является пародией на русский государственный социальный строй, сатирой на крепостничество, самодержавие и бюрократизм. От имени рассказчика выступает архивариус, причем в нескольких лицах. Его задача — описать историю города Глупова, рассказать о правителях и о том, как они жили «в соответствии с народом». Начинается роман в торжественной высокой летописной манере, которая сразу ... Читать далее...
- По роману Салтыкова Щедрина «История одного города»«История одного города» М. Е. Салтыкова Щедрина написана в форме повествования летописца архивариуса о прошлом города Глупова, но писателя интересовала не историческая тема, он писал о настоящей России, о том, что волновало его как художника и гражданина своей страны. Стилизовав события столетней давности, придав им черты эпохи XVIII в., Салтыков Щедрин выступает в разных качествах: ... Читать далее...
- Смысл финала романа «История одного города»История города Глупова, рассказанная Салтыковым-Щедриным, имеет не менее значительный финал, чем все предыдущее повествование. Грустная, вызывающая сострадание к русскому народу и негодование по поводу правления многочисленных градоначальников, книга писателя-демократа была направлена против российской самодержавной деспотии, буржуазной лицемерно-хищнической сытости, человеческого недомыслия, поклонения начальникам разных уровней. «Страшны… насилие и грубость, страшно самодовольное ничтожество, которое ни о чем ... Читать далее...
- Сатирическое изображение глуповцев1. Смысл произведения. 2. Сатирическое изображение города. 3. Глуповцы и их градоначальники. 4. «История глуповского либерализма». 5. Смысл финальной сцены. Произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» является оригинальным сочетанием реалистичного и фантастического, гротескного. Произведение освещает историю вымышленного города Глупова, однако указаны точные даты записей — с 1731 по 1826 год. Читатель, хорошо разбирающийся в ... Читать далее...
- Образы градоначальников в романе «История одного города»Талантливый русский сатирик XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свою жизнь написанию произведений, в которых обличал самовластие и крепостничество в России. Он как никто другой знал устройство «государственной машины», исследовал психологию начальников всех рангов, русского чиновничества. Для того чтобы показать пороки общественного управления во всей полноте и глубине, писатель использовал прием гротеска, который считал самым ... Читать далее...
- Краткое содержание «Истории одного города» Салтыкова-ЩедринаДанная повесть — «подлинная» летопись города Глупова, «Глуповский Летописец», обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую «преемственно слагали» четыре глуповских архивариуса. В главе «От издателя» автор особенно настаивает на подлинности «Летописца» и предлагает читателю «уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно происходившие в высших сферах». «Летописец» открывается ... Читать далее...
- «Губернские очерки» и «История одного города»Салтыков-Щедрин — оригинальный писатель, занимающий особое место в русской литературе. В своем творчестве он показывал социальные недостатки общественного устройства России, рисовал жизнь без прикрас, но не только давал свод пороков и злоупотреблений, но и едко высмеивал их. Салтыков-Щедрин работал в жанре социальной сатиры. Во времена, когда в России властвовала цензура, высмеивать недостатки правителей и чиновников ... Читать далее...
- История создания романа «История одного города»Трудные для России шестидесятые годы прошлого века оказались наиболее плодотворными и важными для М. Е. Салтыкова-Щедрина. В течение десяти лет, исключая два с половиной года, Салтыков служил вице-губернатором в Твери и Рязани, председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани. Государственная служба не помешала писателю увидеть правду и служить ей все годы. Салтыков был человеком ... Читать далее...
- Сюжет и композиция романа «История одного города»М. Е. Салтыков-Щедрин занимает в русской литературе особое место. Искусство сатиры требует смелого, бескомпромиссного подвига писателя, решившего посвятить свою жизнь беспощадному развенчанию зла. М. С. Ольминский был уверен: «В наше время уже не может быть сомнений в том, что Щедрину принадлежит Одно из первых мест в истории русской литературы». Смелый взгляд писателя позволял иначе смотреть ... Читать далее...
- «История одного города»: обличение тупой администрацииОбщественно-политическая ситуация в стране в 60-70-е годы XIX столетия характеризовалась нестабильностью и протестом народных масс против существующего строя. Самодержавие было главным врагом народа и, конечно, не могло не вызывать возмущения передовых людей того времени, к каким и относились многие русские писатели. Одним из таких писателей, открыто ненавидевшим самодержавие, как жестокий и бесчеловечный строй, был М. ... Читать далее...
- По произведению Салтыкова-Щедрина «История одного города»;. Часть 1«История одного города» — одно из центральных произведений творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина. Оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1869- 1870 годах и вызвало широкий общественный резонанс. Основными средствами сатирического обличения действительности в произведении являются гротеск и гипербола. В жанровом отношении оно стилизовано под историческую хронику. Образ автора-повествователя назван в нем «последним архивариусом-летописцем». После ... Читать далее...
- Жанровые особенности романа «История одного города»Открывает роман глава «Обращение к читателю», стилизованная под старинный слог, в которой писатель знакомит своих читателей со своей целью: «изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных». Глава «О корени происхождения глуповцев» написана как пересказ летописи. Начало — подражание «Слову о полку Игореве», перечисление известных историков XIX века, имеющих прямо ... Читать далее...
- По повести «История одного города»В творчестве Салтыкова-Щедрина «История одного города» занимает одно из центральных мест. Это яркий образец политической сатиры, в которой подвергаются бескомпромиссной критике самые основы самодержавия, разоблачаются любые формы деспотизма, выражен решительный протест против идеологии смирения, покорности и пассивности. В сатирической «Истории одного города» сочетаются элементы бытовые и фантастические, своеобразно сопоставлено прошлое и настоящее. Категория художественного времени ... Читать далее...
- Салтыков-Щедрин, Краткое содержание История одного городаКраткое содержание Роман начинается обращением к читателю от последнего архивариуса-летописца. Далее следует рассказ о том, как глуповцы устроились на жительство. Раньше они были головотяпами, так как имели привычку тяпать головами обо все, что попадается на пути. Однажды они решили призвать на царство умного правителя. Долго блуждали, наконец увидели на берегу реки человека, который макал в ... Читать далее...
- История одного города характеристика образа ГлуповцовГлуповцы — обитатели города, образ которого впервые появился в начале 1860-х гг. в очерках писателя «Глупов и глуповцы» и «Глуповское распутство», запрещенных цензурой. Глуповцы, как пояснил Щедрин в полемике с критиками книги, — это «народ исторический», то есть реальный, не идеализированный, «люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли ... Читать далее...
- История одного города характеристика образа Угрюма-БурчееваИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА Угрюм-Бурчеев — в прошлом «прохвост» , назначенный глуповским градоначальником за преданность: в доказательство своей любви к начальнику отрубил себе палец. В значительной мере прототипом его служил фаворит Павла I, а затем и Александра I А. А. Аракчеев. Выполняя желание Александра создать военные поселения, он, как сказано в статье энциклопедического словаря Брокгауза и ... Читать далее...
- ГРОТЕСК, ЕГО ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ В ИЗОБРАЖЕНИИ ГОРОДА ГЛУПОВА И ЕГО ГРАДОНАЧАЛЬНИКОВТворчество Салтыкова-Щедрина, демократа, для которого самодержавно-крепостнический строй, царящий в России, был абсолютно неприемлем, имело сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество «рабов и господ», бесчинство помещиков, покорность народа, и во всех своих произведениях он обличал «язвы» общества, жестоко высмеивал его пороки и несовершенства. Так, начиная писать «Историю одного города», Салтыков-Щедрин поставил перед собой цель обличить уродство, ... Читать далее...
- Краткое изложение История одного города Салтыков-ЩедринМ. Е. Салтыков-Щедрин История одного города Данная повесть — «подлинная» летопись города Глупова, «Глуповский Летописец», обнимающая период времени с 1731 по 1825 г., которую «преемственно слагали» четыре глуповских архивариуса. В главе «От издателя» автор особенно настаивает на подлинности «Летописца» и предлагает читателю «уловить физиономию города и уследить, как в его истории отражались разнообразные перемены, одновременно ... Читать далее...
- Краткое содержание «История одного города» Салтыкова-Щедрина М. Е«Глуповцы произошли от головотяпов, рядом с которыми проживали племена лукоедов, слепородов, вертячих бобов, рукосуев и прочих. Все они враждовали между собой. Головотяпы пошли искать себе князя. Все отказывались от таких ни на что не способных подданных, наконец один согласился и прозвал их глуповцами. Исторические же времена в городе Глупове начались с того, как один из ... Читать далее...
- Какой художественный прием используется М. Е. Салтыковым-Щедриным в «Сказках»?Какой художественный прием используется М. Е. Салтыковым-Щедриным в «Сказках»? М. Г. Салтыков-Щедрин Какое произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина является образцом сатиры на бюрократически-полицейскую Россию? Какой главный прием использует М. Е. Салтыков-Щедрин для создания сатирического образа города Глупова? А. Гротеск Б. Сравнение В. Метафора Против чего направлена сатира в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина? А. Крепостничество ... Читать далее...
- На тему: «Хочу» и «Хочется» в истории одного увлеченияСочинение на тему: «Хочу» и «Хочется» в истории одного увлечения «Хочу» и «Хочется» в истории одного увлечения Достал я однажды интересную книгу. Она называлась «Рациональное чтение». Ее автор Лезер довольно подробно описывал методику скорочтения — «чтения более быстрого и основательного». Пролистал я книжку, заинтересовался, показал своему другу Игорьку Матешину. Тот загорелся: «Хочу научиться быстро читать!» ... Читать далее...
- План сочинения — Изображение нравов уездного города в комедии Гоголя «Ревизор»Изображение нравов уездного города в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» I. Вступление В комедии «Ревизор» Гоголь стремился к очень широким обобщениям. Поэтому и город в комедии — образ обобщенный, типический, не случайно он не имеет никакого, даже условного названия. Это любой из тысяч подобных городов в России. II. Главная часть 1. Город в комедии — ... Читать далее...
Изображение Глуповцев в истории одного города