Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека

Грех есть нарушение морального закона

Как божественной заповеди.

И. Кант

Одной из характерных черт творчества Федора Михайловича Достоевского является острый интерес к этической проблематике. Современный этап развития общества выдвигает нравственные вопросы на весьма важное место во всей нашей жизни. И поэтому вполне закономерно, что, говоря о нравственных аспектах нашей жизни, мы обращаемся к богатой и сложной нравственной проблематике произведений Достоевского.

He следует, однако, забывать, что при всем могучем нравственном

потенциале, который свойствен творчеству Достоевского, ответы его на главные вопросы личной и общественной нравственности не свободны от тех же глубоких противоречий, какие присущи всем сторонам мировоззрения великого писателя.

Достоевский был горячим поборником освобождения личности. Он отвергал любое насилие и надругательство над человеком, неотделимые от природы классового, дворянского и буржуазного общества, и доказывал, что не может быть оправдано никакое решение общественных вопросов, которое не опиралось бы на свободу каждого члена общества, не отвечало бы его глубинным духовно-нравственным

чаяниям и идеалам.

Ho Достоевский показал в своих романах и другое: нет и не может быть большего врага свободы личности, чем сама же мнимо «свободная» буржуазная личность. Ибо буржуазная свобода личности на практике легко превращается в принцип «вседозволенности», неизбежно рождая преступление, деспотизм, стремление к господству сильного над слабым, вызывая в умах и душах людей самые «фантастические» бесчеловечные, индивидуалистические идеи и стремления.

Как же преградить дорогу развитию буржуазного индивидуализма и анархизма? И какой нравственный принцип должен быть противопоставлен принципу «вседозволенности»? Достоевский отвечает на этот вопрос в своем романе «Преступление и наказание».

Художественный анализ духовного мира человека, теоретика-индивидуалиста, его вины, осуществленный в романе, имел принципиальное значение.

Изображению умонастроений Раскольникова Достоевский уделяет исключительное внимание. Сначала возникают лишь разрозненные суждения и намеки: раздумья героя о предрассудках и страхе людей перед «собственным новым словом», беглые упоминания о его «странной мысли». Развивая сюжет, писатель полнее обозначает не только обстоятельства внешней жизни, но и идейные побуждения героя.

Отдельные черты нравственных принципов выстраиваются в систему поведения и мышления, обретают очертания цельной философии «права» новоявленного «кандидата в Наполеоны», теоретика, идеолога.

В изображение духовной жизни героя Достоевский вложил весь свой талант. Опираясь на плодотворные литературные традиции, Достоевский выступает как художник-новатор. Так, Герман — человек практического действия. Его стремление к богатству и самоутверждению — пагубная «страсть», переходящая в навязчивую неподвижную идею. У героя Достоевского, напротив, «идея» становится страстью.

Она — подлинный идол его жизни, ею он живет, ради нее совершает страшный «эксперимент». Ho ложная индивидуалистическая идея не может служить основой по-настоящему значительной и цельной личности. Она противоречит «родовой» сущности человека. Поэтому она вносит глубокий раскол во внутренний мир личности. Раскольников живет как бы двойной жизнью — реальной и миром логических абстракций. «Идея» порабощает его сознание, ему трудно отличить явь от «бреда».

Его вина в том, что внутренние устои в нем разрушены: прежде чем пролить кровь старухи-процентщицы, он не раз проливал ее мысленно. Нравственно опустошенным человеком он предстает в романе еще до совершения преступления. Индивидуалистическое «освобождение» человека от нравственных преград, столь прославляемое буржуазными идеологами, на самом деле ведет к полному разрушению личности.

И это исследует русский писатель на всем протяжении романа, изображая душевные муки героя, его одиночество, нарастающие в нем цинизм и отчаяние, утрату духовного благородства и нравственное безразличие к проблемам добра и зла. Например, в неожиданном сближении со Свидригайловым, человеком, ему глубоко чуждым, его кровным врагом.

Достоевский всесторонне выявил губительное воздействие ложной буржуазно-индивидуалистической идеи на сознание человека. Тем самым он расширил возможности реализма, углубив понимание диалектики характера и обстоятельств. «Идея оказалась таким же важным фактором формирования характера человека, как и привычная «среда». Достоевский так достоверно и убедительно воплотил эту диалектику в поведение своего героя, что внезапное прозрение Раскольникова и его освобождение от ложной теории в эпилоге романа воспринимается как желанное, хотя фактически оно дань писателя логической мысли.

Средствами символики, через голову героя, он еще раз подчеркнул мысль о пагубности буржуазного индивидуализма.

Размышляя над сюжетными перипетиями романа, мы приходим к более глубокому постижению его смысла и вины героя. В индивидуалистическом сознании общечеловеческая проблема, возмущение социальной несправедливостью получили извращенное, ложное решение. Протест Раскольникова против вселенского горя, освященного мещански-лицемерной христианской моралью, обернулся эгоистическим самоутверждением, анархическим бунтом.

Понимая опасность индивидуалистической философии, Достоевский показал, что она закономерно приводит к преступлению.

Нетерпеливый и озлобленный Раскольников, потрясенный всеобщей несправедливостью, бунтует против векового миропорядка, отвергает веру в «Божий промысел», а вместе с ним и совесть как предрассудок, «напущенный страх». «Сломать что надо… и страдание взять на себя» — его самый заветный девиз.

Кумир Раскольникова — не знающий сомнений «властелин». Он сам «кандидат в Наполеоны», и его идеал — «свобода и власть» «над муравейником». Такова «поэма» Раскольникова, которую он излагает в беседах с Соней.

Это не теоретическая концепция, а именно «поэма», надуманная, «сочиненная» героем в его комнате-гробу.

Убийство «жалкой старушонки», заедающей чужой век, нравственно оправданно — это «эксперимент», пробный камень для его «возвышенной» идеи. Раскольников сам, независимо от обстоятельств, уговаривает себя на преступление. Теоретик, экспериментатор, он в своем страшном душевном подполье попирает нормы нравственности. И поэтому несет заслуженную кару — духовную же.

Поруганная человечность мстит за себя. В этом мудрость художника-гуманиста, непримиримого к соблазнам буржуазного анархизма и индивидуализма. Совершив преступление, практически разрешив свои сомнения: «Тварь ли я дрожащая, или право имею?», — герой вычеркнул себя из жизни, достойной человека. Реально, а не фантастически, стать «властелином» — значит идти по дороге Лужина, Свидригайлова, от одного преступления к другому.

Единственный выход и возможность избежать окончательного нравственного падения — обрести мужество и преодолеть себя. Так спор с Раскольниковым с самого начала романа превращается в спор за него же, за его духовное прозрение.




Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека