Изображение крестьянства в повести И. Франко «Пути-дороги»

Как часто в разных произведениях, касаясь вопроса о крестьянстве, говорят о бедности, невежестве, «забитости»! Но эта позиция ошибочна, ибо в ней нет превосходства к простым людям. Именно этой точки зрения на крестьянство нет у Франко. Глазами главного героя произведения Евгения Рафаловича он видит мудрость, благоразумие крестьян, их остроумная речь поражает образностью и живой мыслью.

Особенно ярко это видно во время вече, когда люди, «о которых, судя по их пренебрежительному виду, всякий сказал бы, едва умеют досчитать до пяти, вдруг

проявляют себя незаурядными ораторами. Тут показалась суть крестьянства. Да, люди по селам часто темные, забитые, запуганные, бесправные.

Достаточно вспомнить ужасный случай, когда вследствие неправильной прививки умирают крестьянские дети. Да и обмануть их может каждый чиновник или проходимец по образу адвоката Шпадельского. Последний выдуривает у крестьян, напуганных войной, трудом нажитые деньги якобы за то, чтобы освободить их сыновей от армии.

Крестьяне же и вправду невежественные, наивные, доверчивые. Их столько раз обманывали, что они и не знают, кому уже верить. Они бесправны, им не к кому обратиться.

Вот поэтому и решил Рафалович помогать крестьянам защищаться. От всего сердца звучат в повести слова: «Не обижайте свой народ.

Надо видеть врожденный талант тех людей, у которых нужда не заглушила, не заморочила его».

Поэтому не жалостью к бедному была любовь Рафаловича к крестьянству, а актом уважения и обязанности сына своего народа. Об этом он и говорит: «Воспитанный, умудренный хлебом, трудом и потом своего народа, … должен своим трудом, своей интеллигентностью отплатить народу».

Именно поэтому все бумаги ведет Рафалович украинском языке и так же в суде говорит только по-украински, потому что так все понятно народу. Это его язык, котоырй он понимает с детства. И это речь тысяч крестьян, которых загоняют в тупик невежества, используя для этого еще и чужой канцелярский язык. Рафалович хорошо понимает это, и ставит целью своей жизни служение народу.

Он для Евгения не безликая масса, а живые прекрасные люди, которые впитали величие и красоту своей земли, мудрость древних законов, а еще «юмор, сверкающий, словно огоньки пепла».

Поэтому особенностью изображения крестьянства в повести «Пути-дороги» является реалистичное отображение настоящего положения крестьянства в обществе и поиск выхода из него, с помощью народной интеллигенции.

Название повести во многом символическое «Пути-дороги» — это вся жизнь человека, которая перекрещивается с другими, это перекресток интересов, мнений и надежд героев.

Герои Франко далеко не идеальны. Поступками разных людей руководят разные мотивы, ибо люди не одинаковы. Так, благородным и близким людям изображен отец Зварыч.

В отличие от традиционного в литературе образа священника-взяточника, отец Зварыч — настоящий пастырь, духовный отец для своих прихожан, их советчик и помощник. Евгений Рафалович очень ценит его дружбу и обращается за советом к нему. Но вот что интересно и чего не было в произведениях других авторов — Франко показывает, как может умный человек идти на компромисс, когда это выгодно, даже со своими идейными противниками, при этом, не поступаясь своими принципами. Так, Рафалович пользуется помощью ростовщика Вагмана, хотя и не знает точно, почему тот это делает.

А вот господин бургомистр, стремившийся к поражению Брыкальского, помогает Рафаловичу провести крестьянское вече — предоставляет помещение, обхитрив пана старосту.

Что это? Просто перекресток интересов, просто такие перекрестные тропинки в этой жизни. Удивительно сплетаются, они ткут полотно человеческой судьбы из любви и ненависти. Так перекрестились судьбы Рафаловича, который любил Регину и недолюбливал жестокого своего домашнего инструктора Валериана Стальского.

И так судьба распорядилась, что его любовь словно поглотила ненависть Стальского, который женился на Регине. Случайны ли перекрестки судеб человеческих? А может, человек за все в жизни расплачивается, и особенно за ненависть, недобрые поступки.

Так произошло со многими другими героями повести. За убийство Вагмана Шпадельський расплатился потерей разума, тяжелой болезнью, а Шварца разоблачил он же, когда его, преданного Шварцем и заброшенного судьбой в Берлин, привезли домой. Из множества запутанных перекрестных троп человеческой жадности, ненависти, зависти едва удалось выпутаться ни в чем не виновному Рафаловичу. Но и это только на время.

Ибо жизнь человеческая продолжается, и каждому всю жизнь придется распутывать проблемы, оценивать перекресток интересов и снова и снова перекрещивать свою жизненную тропу со множеством других.

Таков смысл названия повести Ивана Франко «Пути-дороги». Повести современной и актуальной, учитывая идею поиска компромисса среди многочисленных перекрестных троп общественных и человеческих интересов.




Изображение крестьянства в повести И. Франко «Пути-дороги»