Изображение мироеда в комедии И. Карпенко-Карого «Сто тысяч»

Комедия И. Карпенко-Карого «Сто тысяч» изображает новых «героев» наживы, «которые выходили из низов, из крестьян, и становились промышленными, финансовыми или земельными магнатами. Эта комедия становится рядом с другими пьесами И. Карпенко-Карого, в которых возникают мироеды, которые готовы отдать свою душу черту за деньги. Главный герой пьесы «Сто тысяч» — Герасим Мошна, человек, для которого главнейшая цель — скупать землю, стать еще более богатым хозяином.

Все мысли его направлены на это, даже во время сна мерещится

ему земля: «Ох, земелька, праздника земелька — божья ты дочечка! Как радостно тебя загребать вместе, в одни руки…». Загребает земельку Мошна, нагромождает за счет разрушения хозяйств бедных крестьян, которые из-за бедности убегали из села, и мелких помещиков, которые не были приспособлены к новым условиям хозяйствования. Растет у него земелька, хотя и говорит он, что денег нет.

Это замечает и Бонавентура: «Скупайте помаленьку, скупайте!.. Господа горят, а мужички из пожара таскают…» При мысли о новом куске земельки у Мошны «дыханье сводит». И выкрикивает он с большим удивлением: «А есть ли на

свете такой человек, чтобы не хотел земли купить?». Но чтобы покупать землю, нужны деньги, и большие деньги.

А где же их взять? И будто ответ на молитвы Мошны, появляется неизвестный еврей, который предлагает ему купить за пять тысяч сто тысяч фальшивых денег, которые нельзя отличить от настоящих.

Деньги — это средство получения земли, так как «деньги всему голова». Ничего не видит, ни о чем не думает он, кроме денег; не хочет посмотреть на исторические памятки, которые нашел Бонавентура, говоря: «А на беса…мне сдалось? Что это денег у меня прибавится, как я их увижу, или что?» Чтобы не потерять даже частичку денег, и ест он дома, как простой мужик, и водки не пьет никогда на свои деньги. Это тип ужасного, прожорливого мироеда, который в погоне за деньгами не заметил грубейшего обмана и стал жертвой мошенника, который оказался хитрее его. Деньги очень пагубно влияют на Герасима Мошну.

Забывает он за ними и человеческие чувства. Не волнуется за судьбу сына Романа — ему лишь бы больше денег было, лишь бы большее приданое взять от будущей жены сына. Зачем ему Мотря, наймичка, когда «хозяйский сын должен искать хозяйскую дочь с приданным».

А Мотря хотя и «по душе» Роману, но «не по карману». Глубоко поражает и его отношение к собственной жене, которая тоже тяжело работает. Поэтому и называет его Прасковья «харцызом», так как Мошна «лошадь жалеет, а женщину бить собирается». Не дает этот алчный «хозяин» коня, чтобы не шла его жена шесть верст к церкви, так как «скотина деньги стоит». Кажется отвратительным сравнение: «То ты, а то лошадь…».

Оказывается, что «лошадь» значит намного для него больше, чем собственная жена.

Это страшный паук, который плетет вокруг всех паутину из денег. Когда Мошна узнает, что его одурачили, решает покончить жизнь самоубийством. Но своевременно приходит на помощь Бонавентура, хотя Мошна и не рад этому: «Лучше смерть, чем такая потеря!» В образе Герасима Мошны автор показал человека, который превратился в мироеда, хищника, беспощадного эксплуататора, для которого ничего не значат ни человеческие чувства, ни слезы женщины, ни уговоры сына. Для него самое главное — деньги. Этот образ типичный для того времени, когда Украина шла в XX столетие.

Комедия «Сто тысяч» является большим достижением драматурга И. Карпенко-Карого. Она стала первой ступенькой в изображении большого ряда образов мироедов, которые старались разбогатеть за счет обнищания большинства крестьян. Нелегкие времена настали для села — времена владычества таких людей, как Мошна…




Изображение мироеда в комедии И. Карпенко-Карого «Сто тысяч»