Изображение Н. В. Гоголем чиновников в комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души»

Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, ви­дя, что она погрязла в болоте коррумпирован­ного чиновничества, и поэтому создает два произведения, отобразившие действительное состояние страны того времени. Одним из этих произведений является комедия «Реви­зор», в которой Гоголь смеется над тем, что «действительно достойно осмеяния всеобще­го». Гоголь признавался, что в «Ревизоре» он решил «собрать в одну кучу все дурное в Рос­сии, все несправедливости».

В 1836 году комедия Гоголя была

поставлена на петербургской сцене и имела громадный ус­пех, вызвав самые противоречивые отклики. В ней автор поднял самые злободневные во­просы своего времени. Реакционеры боялись влияния комедии, имевшего политический смысл, на общественное мнение.

Передовые круги восприняли «Ревизор» как грозное обви­нение николаевской России. Гоголь создал правдивую комедию, проникнутую острым юмором, обличавшую бюрократическую систе­му царской России.

Маленький захолустный городок, где царит произвол и отсутствует элементарный поря­док, где у власти стоят мошенники и лихоим­цы, воспринимается как символ

николаевской системы. Эпиграф — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — обобщающий, обличи­тельный смысл «Ревизора». Весь строй пьесы давал понять, этот захолустный городок, из которого, как сказал городничий, «хоть три го­да скачи, ни до какого государства не до­едешь», есть только часть громадного бюро­кратического целого. Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, указывая на то, что такой тертый калач, как городничий, не мог принять промотавшегося трактирного денди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки.

Так, Пушкина в Нижнем Новгороде приняли тоже за ревизора.

Развитие сюжета строится на запуганной психологии чиновников. Хлестакова принима­ют за крупного чина потому, что он «не платит и не едет». Городничий радуется, что сумел сунуть Хлестакову взятку, это значит, что Хле­стаков «свой», т. е. такой же взяточник. Карти­на всеобщего мошенничества, взяточничест­ва и произвола вырисовывается из реплик чи­новников. Все чиновники — порождение веко­вой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каж­дый занят устройством своих ничтожных лич­ных дел.

Судья Ляпкин-Тяпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волоки­та и взятки — таков суд в этом городе. Проны­ра и плут Земляника еще и доносчик, он «сту­чит» мнимому ревизору на своих коллег. Смотритель училищ Хлопов — запуганное су­щество. Он считал, что тупые учителя прино­сят больше пользы, потому что безвредной вольной мысли не допустят.

Второй план пьесы — купцы, мастеровые, полицейские, т. е. вся уездная Россия.

Типичность персонажей Гоголя в том, что го­родничие и держиморды будут существовать при любом режиме. В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пуш­кина. «Ревизор» и сейчас не сходит со сцен на­ших театров.

Сюжет «Мертвых душ», как и сюжет «Ревизо­ра», Гоголю подсказал Пушкин. Первоначаль­ное желание показать хотя «с одного боку всю Русь» постепенно перерастает в замысел «со­чинения полного», «где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». И, подчиняясь задуманному, в центре поэмы не герой, а «ан­тигерой» аферист Чичиков.

Гоголевский Чичиков — образ необыкновен­ный, обладающий какой-то сверхмагической си­лой. Почти на протяжении всего первого тома Чичиков неуловим, как для полиции, так и для людей, с которыми ему приходилось сталкивать­ся. С самого начала Гоголь представляет своего героя так, что мы не можем сказать о нем что-то конкретное. «В бричке сидел господин, не краса­вец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком мо­лод», — пишет Гоголь.

Чувства Гоголя к Чичикову отражают отно­шение писателя к России того времени. Во­прос, куда идет Россия, занимал Гоголя посто­янно. Пытаясь найти ответ на него, писатель все время погружает Чичикова в сравнитель­ные ситуации, сталкивает героя с мертвыми душами», создает почти абсурдные ситуации.

Гоголь строит поэму в двух сравнительных, развивающихся ракурсах: изображает мерт­вую Россию, Россию помещиков и чиновников губернского города и исследует приходящую ей на смену Россию Чичиковых.

Россия Чичиковых, представленная в поэме одним героем, гораздо более важна для пони­мания авторского осуждающего смеха. Жизнь Чичикова была нелегкой. Рано оставшись без родительской поддержки, наш герой был вы­нужден пробиваться сам, ловко эксплуатируя свой ум, манеры, обходительность, к тому же особыми талантами он не блистал. Навсегда запомнив наставление отца: «а пуще всего бе­реги копейку, копейкой все прошибешь», Чи­чиков все свои силы подчиняет служебной де­ятельности и «накопительству» копейки. Го­голь рисует Чичикова так, что мы не можем понять, что представляет из собой этот че­ловек.

Он пишет: «О себе приезжий, как каза­лось, избегал много говорить; если же гово­рил, то какими-то общими местами, и с замет­ной скромностью». Единственное, чем Гоголь оживляет своего героя, — это не лишает его чувства страха, присущего каждому человеку. Пожалуй, один только Ноздрев непроизвольно догадывается о сущности Чичикова, потому что сам подлец. «Ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе! Еже­ли. бы я был твоим начальником, я бы тебя по­весил на первом дереве», — радостно орет Ноздрев.

И Ноздрев, и Чичиков — авантюрис­ты, только разного плана.

Жадность погубила Чичикова, и остался од­нажды Павел Иванович без должности, без капи­тала в пятьсот тысяч, без того, что уже обещало ему успех. Хорошая черта Чичикова — умение не унывать. Его жизненная философия сводится к принципу: «Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай». Уже эти небольшие штрихи, прису­щие портрету Чичикова, говорят о том, что лич­ностью он был незаурядной. Мелочность ужива­лась в нем с живостью натуры.

Огромный опыт, накопленный за долгую службу, особенно зна­ние человеческих душ, непреодолимая страсть к накопительству не позволили герою после фи­нансового краха впасть в отчаяние. Напротив, ему почти удалось осуществить «блестящую идею», посетившую Чичикова в дни уныния. Мо­шенническая операция с «мертвыми душами» сулила солидный куш.

Чичиков — великолепный психолог. В этом плане он превзошел всех помещиков губернии: Манилова — в прожектерстве и обходительнос­ти, Ноздрева — в изощренности фантазии, Собакевича — в прижимистости и индивидуализ­ме, Плюшкина — в «светлой жадности». Чичиков как бы выступает одновременно Маниловым, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным в их общих чертах.

«Камнем преткновения» Чичикова стала Ко­робочка, превзошедшая Пал Иваныча в тупости и «дубиноголовости». Кто бы мог догадаться, что «черт ее дернет» приехать в город спра­виться о цене на мертвую душу!

Подлость «притянула» подлость и «захлебну­лась» в подлости. Чичиков терпит поражение. Так и хочется заметить: знал бы, где спотк­нешься, соломку бы подстелил! Общитель­ность, хватка и невероятное чутье героя тем не менее не всегда могут подсказать ему «тонкие места», потому что в огромной России часто невозможно разобраться, где кончается одно и начинается другое. Буржуазная эпоха, со­зревавшая в глубине помещичьей России, по­могла Чичикову приобрести отличные от дру­гих героев черты.

Поэтому к выражению «Чи­чиков — делец-приобретатель», можно было бы добавить — «в российских условиях».

«Милый подлец» Чичиков все же остается та­ковым, какими бы деловыми качествами он ни обладал. И хотя многие говорят, что Чичи­ков — славный малый, он не перестанет быть дельцом, а в это понятие на Руси вкладывали всегда отрицательный смысл. Вот почему мы вместе с Гоголем испытываем легкую грусть каждый раз, когда встречаемся с Павлом Ива­новичем Чичиковым, одновременно симпати­зируя оптимизму Чичикова и осуждая предмет страсти героя — деньги, которые делают его подлецом.

Итак, Гоголь показывает мир социальных по­роков. Но не только они волнуют писателя. Злоупотребления чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. «Не по чину бе­решь» — вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно «пошлость всего в це­лом», а не размеры преступных деяний, вызы­вает ужас. «Потрясающая тина мелочей», как пишет Гоголь в поэме, поглотила современно­го человека.

Трагична развязка в «Ревизоре» и «Мертвых душах», потому что призрачные це­ли, к которым стремятся герои, растворяются как дым, как наваждение. Город Гоголя — это символический, «сборный город всей темной стороны». И все же здесь есть светлое явле­ние.

Это смех, который сможет, будем наде­яться, вылечить душу.




Изображение Н. В. Гоголем чиновников в комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души»