Изображение народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством» Гоголя Н. В

Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из отдельных повестей, собранных, а затем и изданных от имени пасечника Рудого Панька. Каждая повесть имеет свой собственный занимательный сюжет, своих героев, но художественные принципы изображения народной жизни одни и те же во всем цикле. Их можно рассмотреть на примере повести «Ночь перед Рождеством». Тема данной повести — изображение народной жизни, жизни свободных, еще не закрепощенных украинских казаков.

Время действия «Ночи…» — царствование Екатерины Второй, когда

Г. А. Потемкин готовил ликвидацию Запорожской Сечи и введение крепостного права на Украине в 1783 году: именно об этих государственных преобразованиях планируют говорить запорожцы с матушкой-императрицей в конце повести, отправляясь в Зимний дворец. Екатерина и Потемкин представлены Гоголем как сказочные герои, только внешне похожие на реальных. Екатерина, например, выполняет в «Ночи…» роль доброй волшебницы, помогающей герою.

Других исторических привязок и лиц в повести нет, поэтому время в ней условно, как и в любой сказке. Идея повести — показ «достойной человека жизни», как отмечал сам Гоголь.

Именно так, достойно и правильно, живут обитатели Диканьки. По сути, в повести писатель опоэтизировал сельскую жизнь и простого человека, то есть показал не заботы и тяготы казаков, а их отдых в веселый праздник Рождества: весело поют колядки девушки и парубки под окнами хат в рождественскую ночь, дети катаются с гор, уважаемые селяне собираются на праздничный обед к дьяку… Главный герой повести — народ, участник действия и судья всех персонажей сказки.

Фон действия повести составляют народные сцены. Веселые селяне собираются вместе в рождественскую ночь, и шум, крик, песни заполняют всю Диканьку. В церкви, где в рождественское утро собрались стар и млад, «на всех лицах, куда ни глянь, виден был праздник». Мир народной жизни представлен в повести через отражение его в фольклоре.

Истинная народность художественного произведения, по мнению Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа» . В «Ночи…» показаны положительные, с народной точки зрения, герои — душевно чистые, простые и цельные люди, не подверженные мучительным противоречиям и рефлексии романтических героев-дворян. В центре повести образ кузнеца Вакулы. В характере этого молодца подчеркиваются: ум, сильный, настойчивый характер, удальство, самостоятельность, благородство. Эти черты проявляются в истории любви Вакулы к гордой красавице Оксане, во время путешествия на черте в Петербург, на приеме у царицы.

Все эти моральные качества демонстрируют, с народной точки зрения, наивысшую ценность человека. Кроме Вакулы Гоголь изображает и других героев, которые тоже взяты из народных сказок и побасенок: богатый и глупый Чуб, сластолюбивый дьяк, хитрая кумушка Солоха, писарь, «выходящий на четвереньках из шинка», и т. д. Образ своенравной деревенской красавицы, которую преданно и горячо любит герой-добрый молодец, возник из лирических народных песен. Задорная девица смеется над героем и в то же время нежно любит его; ее желание иметь царские черевички — только повод поддразнить кузнеца.

Мир Диканьки окрашен в повести Гоголя мягким юмором: автор не разоблачает своих героев, но подсмеивается над их недостатками. Юмористическое противоречие лежит, например, в основе образа богатого казака Чуба: он претендует на солидность и уважение, а на деле оказывается ничтожным, трусливым человеком. Гоголь проявляет терпимость и уважение к простому человеку, даже если он не образец добродетели, поэтому великодушный Вакула и своевольная Оксана, дамский угодник — дьяк и бойкая Солоха, невозмутимый кум и даже черт изображаются юмористически.

Комизм характеров переплетается с ко мизмом ситуаций. Эти сказочные по сути герои действуют в обычной деревенской обстановке, которая создается в повести только благодаря бытовым деталям: подробного описания быта казаков Гоголь не дает и в этом следует за фольклорной сказкой. Для автора важно отразить характер казаков — вольный, открытый, добродушный. Отмечая народность «Вечеров на хуторе близ Диканьки», В. Г. Белинский писал, что в них «народное и фантастическое так чудно переплелись с реальностью, что оба эти элемента образуют собой конкретную поэтическую действительность, в которой не узнаешь, где в ней быль и где в ней сказка, но все поневоле принимаешь за быль» . Справедливость этого замечания можно подтвердить многими сценами из «Ночи…». Вот, например, ведьма Солоха тушит все звезды на ночном небе, собирая их в рукав. Или рассказчик приводит комическое объяснение, почему нечистый ненавидит кузнеца больше, чем местного священника отца Кондрата.

Вакула в свободное от кузницы время был «богомазом», то есть рисовал в храме иконы и фрески на библейские сюжеты. На стене диканьской церкви он изобразил картину, на которой грешники в сцене Страшного Суда гоняют черта кнутами, поленьями и всем, что под руку попадется. Приходившие в церковь селяне всегда смеялись над этой росписью, а в особенности над увертывающимся от побоев чертом. Всеобщего осмеяния черт перенести не мог и поклялся отомстить Вакуле. Здесь Гоголь остроумно соединил реальность и фантастику. Черт и ведьма Солоха — бойкая, общительная казачка — показаны в сниженном виде, их хитроумные козни против людей никак не удаются.

Стало быть, можно отметить, что в «Ночи…» соседствуют черты реализма и романтизма. Реализм в повести выражается в умеренно детализированном описании бытовых сцен. Романтизм же проявляется в том, что, рисуя Диканьку и ее веселых, свободных жителей, писатель показывает свою мечту о разумных, справедливых человеческих отношениях.

Юмор в повести чередуется с лиризмом авторского повествования. Лиризм проявляется в разнообразных пейзажах и в авторских комментариях к действию. В начале повести Гоголь помещает торжественное описание ясной зимней ночи, которое все построено на олицетворении природы. Величественная космическая картина соседствует с комическим рассуждением о сорочинском заседателе, известном знатоке ведьм и людей.

С удовольствием изображает автор яркий, шумный, веселый народный праздник Коляды в Диканьке. Чудесная картина ночного неба с толпой разнообразной нечисти возникает, когда Вакула летит на черте в Петербург. В заключение отметим, что в «Ночи…» можно наблюдать сложное сочетание самых разнообразных приемов описания: романтизма и реализма, лирики и юмора, реальности и фантастики. В повести объединены реальные детали быта украинских казаков, включая диалектную речь, и описание невообразимой по красоте природы. В повести рядом живут более-менее реальные герои — жители Диканьки — и нечистая сила в разных обличиях. Все вместе — это странный мир, который невозможно отнести ни к конкретному времени, пи к конкретной местности, то есть «Ночь…» по существу волшебная сказка В повести царит радостное восприятие жизни: окружающий мир расцвечен яркими красками, описание героев и событий «искрится» задорным юмором, сказовая речь рассказчика и колоритная речь героев оживляют действие.

Необходимо подчеркнуть, что изображение народной жизни в повести не реалистическое, даже одностороннее, так как писательно показал реальной жизни простого человека, а представил в своем произведении светлый мир сказки. В этом отношении можно сравнить повесть Н. В. Гоголя «Ночь…» и поэму Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос». В поэме Н. А. Некрасова тоже переплетаются сказка и реальность, но жизнь народа показана вполне реалистично. Некрасов рисует и картины труда, и страдания крестьян, Дарья вспоминает счастливые моменты в своей жизни, а рядом описываются похороны ее мужа Прокла.

При всех различиях в упомянутых произведениях отношение к народу у Гоголя и Некрасова очень схоже. Некрасов с уважением описывает силу характера, красоту и великодушие Дарьи, которая, как и Вакула у Гоголя, становится главной положительной героиней поэмы.




Изображение народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством» Гоголя Н. В