Изображение острой борьбы на селе в романе А. Головка «Бурьян»

Весь мир знает «Бурьян» А. Головко. Это произведение в свое время было как взрыв, как гром среди ясного неба, так как подняло такие вопросы, о которых даже боялись говорить вслух. Эти вопросы волновали и сейчас волнуют людей, которые работают на земле. Это, во-первых, землеустройство, во-вторых, бюрократия, в-третьих, бандитское своеволие.

Иногда кажется, что Головко писал о нашем времени — такими актуальными являются эти проблемы.

Писатель Длительное время жил на селе, очень хорошо знал материалы судебных процессов над местными

кулаками, которые не останавливались ни перед чем, чтобы «заткнуть глотку» смелым селькорам. Автор показывает таких героев, как Матюха и Сахновский, Гнида и Огиря, Миронов и Куниниренко и других. Если мы подумаем, то найдем в памяти и таких как Матюха, Гнида или Огиря…

Вспомним, какими изображены они в романе А. Головко, какие преступления совершают они, прикрываясь партбилетами и властью, которую дало им государство. «Залили самогоном революцию», — говорит кузнец. Возглавляет это «кодло» глава сельсовета Матюха. Живет Матюха так, как, «наверное, помещик не жил: каждый день гуляет, пьянствует, а

встретишь пьяного — обойди третьей улицей, так как так наганом размахивает». Стал он таким очень давно, поскольку другим его и не помнят люди, хотя щеголяет Матюха тем, что был партизаном.

С помощью нагана решает он, да и не только он, например, еще и Сахновский, все вопросы. С помощью грубости и потасовок доказывает свою правоту. Те из крестьян, кто не захотел молчать и выступил против Матюхиной стаи, а это и Илья, и Зинька, и Тихон Кожушный, а прежде всего, конечно же, Давид Мотузка, ощутили на себе всю жестокость, нахальство и ограниченность этих людей.

Каждую ночь собирается «теплая компания», чтобы задумывать новые преступления: их руками были украдены кони у бедных крестьян, а когда был схвачен Кушниренко, стараются с помощью тех же угроз и нагана выбить из людей подписи в его защиту.

А почему же они так беспокоятся за Кушниренко, почему хотят, чтобы быстрее он вернулся в село? Они возлагают на него надежду на убийство Давида Мотузки, который первый сознательно выступал против кулаческого своеволия, против страшного беззакония. Преисполнены отвращения и пренебрежения портреты этих «героев», которые нарисовал Головко. Вспомним, например, портрет того же Матюхи, у которого «морда из-под косматой шапки, будто здоровенный баклажан красный», стала от пьянства.

Не лучше Матюхи и Сахновский, начмилиции, который хочет себя выдать за интеллигентного человека. Самым страшным преступлением этой стаи было ограбление кооперации. Обворовав магазин, эти люди подбрасывают награбленное сельским активистам, в том числе и Давиду Мотузке. После арестов начались безжалостные допросы. А тяжелее всего Давиду.

Сахновский говорит ему так: «…ты и сам знаешь что тебя мы хоть так, а убьем. Так как вопрос стоит: или ты, или я!». А кто же такой Давид Мотузка? Это красноармеец, который вернулся домой, в село и столкнулся с таким беззаконием, что нельзя было удержаться от негодования.

До его появлению люди терпели, не поднимали головы против Матюхиной стаи, так как видели, как Тихона Кожушного навсегда сделали калекой эти изверги. Давид для этих крестьян — будто ясное солнышко: он рассказывает о событиях, которые происходят в мире, о будущем. Давид делает дом-читальню, где даже есть своя стенгазета, газеты, которые читает вслух неграмотным незаможникам.

Идет к секретарю парткома с письмом, в котором описаны все преступления Матюхиной «кумпании».

Своей принципиальностью, решительностью, преданностью делу революции вызвал Давид ненависть у обуховского головы сельсовета и его помощников, поэтому и решают они его убить. Но им это не удалось, так как Давид, человек с горячим и искренним сердцем, имеет верных друзей, которые спасают его. Тогда и приходит конец Матюхиной стае. Автор мастерски показал, как переплетается старое с новым.

В начале произведения Давид слышит «запах бурьяна сухого», что «повеял из давности». Но в мыслях Давида живет замечательное будущее, когда люди будут жить лучше, когда будут «дома большие», будет «большой сад», электростанция, фермы. Мотузка вместе с односельчанами побеждает несправедливость говоря: «Когда хозяин приходит на ниву и видит, что растет бурьян, он вырывает их с корнями».

Вырван с корнями «бурьян» — Матюхина стая и ждут теперь обуховцы лучшей жизни, «дороги в утреннюю даль».




Изображение острой борьбы на селе в романе А. Головка «Бурьян»