Изображение поместного дворянства в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В. Г. Белинский называл роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», потому как такого широкого охвата жизни, какой дан в романе, не было еще ни в одном произведении.

Поместное барство в книге изображено обществом скучным, не имеющим определенной цели и занятия. Автор подчеркивает мертвящую пустоту и удивительно однообразное существование русского дворянства, ярким примером которого является образ жизни дяди Евгения Онегина:

.деревенский сторожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Ничем

не отличается и жизнь отца Татьяны, Дмитрия Ларина, он, «простой и добрый барин», все заботы о поместье перепоручил своей жене, «.а сам в халате ел и пил».

Автор подробно рисует некоторых представителей провинциальных дворян. Среди них есть местные франты, сплетники, остряки и дуэлисты. А. С. Пушкин дает яркие характеристики некоторым из них. Вот всего несколько саркастических строк об одном из них: «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков.»

В романе изображаются не только будни, но и праздники провинциальных дворян, где помещики и их супруги, наскучавшись в своем имении, предстают

в обществе в роли сплетников, кокеток и остряков. Например, именины Татьяны изображены как типичное торжество поместного барства:

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога.

Толпа жужжит, за стол садясь.

На миг умолкли разговоры;

Гремят тарелки и приборы

Да рюмок раздается звон.

Эту же картину празднества мы встречаем и во сне Татьяны, где Пушкин аллегорически изображает барство:

Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов, чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот,

Полужуравль и полукот.

Таким образом, поместное дворянство в романе представлено обществом, не имеющим определенной цели и занятия. В описании их быта и морали звучит явная ирония автора.




Изображение поместного дворянства в произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин»