Изображение «пошлости пошлого человека» в рассказах А. П. Чехова

1. Интерес Чехова к внутреннему миру человека. 2. «Гусеницы» и «бабочки» рассказов. 3. Духовное оскудение личности в произведениях писателя. У насекомых из гусеницы получается бабочка, а у людей наоборот.

А. П. Чехов Творчество А. П. Чехова, величайшего писателя XX века, оказало огромное влияние на всю мировую литературу. Это влияние простирается от реформирования драмы до внедрения в литературу приемов психологизма. Темы произведений А. П. Чехова разнообразны. Это и короткие юмористические рассказы, и сложнейшие психологические драмы.

Но

независимо от жанра и сюжета все произведения писателя показывают нам внутренний мир человека в его взаимодействии с другими людьми, с обществом. Подобного рода интересом продиктовано написание ряда произведений, в центре которых мы видим историю «опошления» человека, его духовного падения. Писатель пытался проникнуть в суть данного. явления, показать постепенное превращение «бабочки» в «гусеницу».

Парадоксально, но факт. Показательным произведением такого плана является рассказ «Ионыч». Главный герой, доктор Старцев, получил назначение в больницу маленького провинциального городка.

Молодой

человек полон светлых надежд, стремлений. Он хочет помогать людям, хочет изменить их жизнь к лучшему, но жизнь города С. течет по своим законам. Обыватели не понимают стремлений молодого доктора и обходят его стороной. Однажды Дмитрий Ионыч был приглашен на ужин в дом «самой образованной» семьи города. Это была семья Туркиных.

У каждого члена семьи — свой «талант»: глава семейства показывает фокусы и шутит, хозяйка пишет романы, а дочь мнит себя великой пианисткой, она играет на фортепиано. Потом выяснится, что фокусы и шутки Ивана Петровича одни и те же, романы Веры Иосифовны о том, чего «никогда не было в жизни и не могло быть», а игра Екатерины Ивановны напоминает падение камней, она не трогает душу. Но именно в этой обстановке доктор Старцев поначалу чувствует спокойствие и умиротворение. Ему тоже хочется иметь похожий дом, он даже решает влюбиться в Котика, но ничего из этого не выходит. Позже, когда доктор Старцев станет просто Ионычем, когда полюбит считать деньги, ездить в собственном экипаже, он скажет: «А все-таки хорошо, что я тогда на ней не женился».

И потом, встретившись с Екатериной Ивановной, которая признается, что великой пианистки из нее не вышло, Ионыч не изменит своим устоявшимся жизненным принципам. Его не трогают страдания других людей, он груб с больными, его больше занимает игра в карты и подсчитывание своих денег. Он и внешне изменился, стал похож на языческого бога, располнел, страдает одышкой. Пешком он уже не ходит, а ездит на тройке с бубенчиками.

Ему дали кличку — «поляк надутый», хотя Старцев, по замечанию автора, «никогда поляком не был». Но он уже свой в этом городе, такой, как и все обитатели. Другой рассказ А. П. Чехова «Анна на шее» — представляет историю с другим сюжетом, но истории очень похожи. Анна, как и Ионыч, сначала полна ожиданий и надежд. Но умирает мать, отец впадает в пьянство, а ей необходимо содержать младших братьев.

Нужда заставила ее выйти замуж за пожилого чиновника. Она его не только не любит, но и перестает даже уважать. Он оказался человеком желчным, скупым.

Обращался с ней, как с собственностью, и при любом удобном случае давал ее понять, что «взял» он ее из «нищеты». Героиня рассказа оказывается в обстановке удушающей, это приводит ее к убеждению, что надо жить по тем законам, которые ей диктует общество. Оказавшись на балу и «произведя впечатление», Анна с удвоенной силой начинает «наверстывать упущенное».

Она заводит романы с местными знаменитостями и даже с самим графом, начальником мужа. И муж ничего не смеет сказать Анне, потому что хочет получить орден святой Анны, надеясь на милости покровителей жены. Жизнь главной героини рассказа превращается в круговорот удовольствий. Но в жизни за все надо платить, как ни банально это звучит. Если ты живешь по законам общества, то ты будешь меняться, хочешь ты этого или нет.

Ты не останешься прежним, внутренне ты будешь другим, таким, каким тебя желает видеть твое окружение. Именно это и происходит с Анной. Когда имущество ее отца описывают, а его самого и ее братьев выставляют на улицу. Анна остается равнодушной. А. П. Чехов утверждает, что жизнь во имя светлой цели, во имя человеческих идеалов возможна только в том случае, если в человеке есть силы противостояния мещанской косности, «обывательскому болоту».

Если человек не тверд в своих убеждениях, то начнется процесс его опошления, омещанивания. Жизнь потеряет всякий смысл. Доктор Старцев превратится в «Ионыча», а полная светлых мечтаний и надежд девушка — в «Анну на шее». Бездуховная жизнь, на которую себя обрекли герои рассказов Чехова, лишила их способности чувствовать и думать. Произошло самое страшное, что может случиться с человеком — омертвение человеческой души.

И Старцев, и Анна оградили себя от активной жизни, они, по сути, в финале произведений — приспособленцы. Отступая перед действительностью, они приходят в лагерь тех, кого ненавидят и от кого хотели уйти. Омерзительно и безнравственно стяжательство Ионыча, трагична и бессмысленна судьба Анны. А. П. Чехов, создавая эти образы, ставит перед читателями проблему ответственности каждого человека за свою жизнь.

Писатель страстно призывал: «Берегите в себе человека!» Образы Ионыча из одноименного рассказа и Анны из рассказа «Анна на шее» показывают нам, каким может стать человек, если он не будет сопротивляться лени, эгоизму, пошлости, обывательскому существованию. Предупреждение Чехова о том, что быт «расчеловечивает» человека, а бездумное существование убивает душу, актуально и в наши дни, потому что абсурдность творимой человеком «истории» становится все более явной. В наш век, который назван «веком высокооплачиваемой бездарности», создается «общество потребления». Происходит подмена истинных духовных ценностей явным мнимыми.

Поэтому необходимо противостоять насилию, бездуховности, безнравственности, пошлости человеческих отношений. Необходимо работать над собой, чтобы не стать пленником тоскливого и пошлого существования. Писатель начала XX века А. Белый сказал о творчестве А. П. Чехова удивительные и пророческие слова: «Если творчество Чехова порой и могло нам казаться товарным поездом, и мы спешим за экспрессом, в настоящую минуту следует признаться в том, что многие из нас остались далеко позади со своими «экспрессами», а «товарный поезд», перегнав, врезался жизнью в неизмеримые дали душевных пространств».

Творчество Чехова необходимо нам сегодня, чтобы понять свое предназначение в жизни, чтобы сделать правильный выбор в сторону развития и совершенствования своей души.




Изображение «пошлости пошлого человека» в рассказах А. П. Чехова