Изображение Руси в «Слове о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» уже не один век волнует умы историков, лингвистов, поэтов, просто любителей древности. Это произведение привлекает исследо­вателей и загадочной историей своего открытия и опубликования, и проблемой подлинности, которая так и не решена до конца. Найденная Мусиным-Пушкиным рукопись была преподнесена Екатерине II, но во время пожара в Москве сгорела.

До нас дошел не подлинник, а список с оригинала, найденного Мусиным-Пуш­киным, сделанный в XVIII веке.

Сюжет произведения тоже загадочен. В центре внимания автора

не победа, а поражение.

В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы бы­ли разбиты, и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли.

Однако князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: поход на­чался весной, и погода помешала его кон­ному войску прибыть вовремя. По-види­мому, Игорь тяжело переживал эту неуда­чу; ему не удалось доказать преданность союзу русских князей, и он выступил про­тив половцев со своими союзниками без сговора с киевским князем Святославом. Его планы простирались очень далеко: он надеялся, видимо, отвоевать

у половцев утраченную Тьмутаракань.

Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидно­стью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы. Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но не смог отказаться от стрем­ления к личной славе, и это привело его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену.

Впервые русское войско потер­пело такое страшное поражение.

Вслед за победой над Игорем половцы, собрав все свои силы, ринулись разо­рять Русскую землю. Князья были заняты раздорами, а «поганые» рыскали по Рус­ской земле.

Неудача Игоря была тем тяжелее для Русской земли, что она перечеркнула блестящую победу объединенных войск над половцами.

«Слово о полку Игореве» было непо­средственным откликом на события Игорева похода. Оно было призывом к пре­кращению княжеских усобиц, к объедине­нию перед лицом страшной внешней опасности. На примере поражения Игоря автор показывает печальные последствия политического разъединения Руси. Автор «Слова» смотрит в лицо суровой действи­тельности, болеет за всю Русь, страдаю­щую от вековых усобиц князей и опусто­шительных набегов половцев.

Он обраща­ется ко всем русским князьям, призывая их к ответу и требовательно напоминая об их долге перед Родиной. Он зовет их за­щищать Русскую землю. И поэтому, хотя автор и пишет о поражении, он верит в лучшее будущее своей страны.

Таким образом, «Слово о полку Игореве» — это призыв к единению. Каким же представлялось автору «Слова» то един­ство Руси, к которому он звал русских кня­зей? Само собой разумеется, что нельзя было просто уговорить русских князей пе­рестать враждовать между собою.

Нужна была такая сильная центральная власть, которая могла бы скрепить единство, сделать Русь мощным государством. Ав­тор «Слова» — сторонник сильной княже­ской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве.

Киевский князь Святослав изображен как сильный и грозный властитель, воплощающий идею силы, способной объединить и укрепить Русскую землю.

Свой призыв к единению, свое чувство родины автор «Слова о полку Игореве» во­плотил в живом, конкретном образе Рус­ской земли. Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ, Русская земля. К ней, к Русской земле, об­ращены все лучшие чувства автора.

Образ Руси — центральный в «Слове».

Автор «Слова о полку Игореве» ощущает родину как единое огромное целое. Едва ли в мировой литературе есть произведе­ние, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные гео­графические пространства. Половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донец, а из горо­дов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород и многие другие — вся Русская земля находится

Поле зрения автора, введена в круг его повествования.

Образ родины, ее города, реки и на­род, как бы противопоставлены образу пустынной половецкой степи — «стране незнаемой», ее холмам, болотам, «гря­зевым местам».

Автор «Слова о полку Игореве» рисует удивительно живой образ Русской зем­ли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.




Изображение Руси в «Слове о полку Игореве»