Изображение русского крестьянина в произведениях И. С. Тургенева и Н. А. Некрасова
Для раскрытия темы можно использовать несколько рассказов из сборника «Записки охотника» И. С. Тургенева и произведения из разных периодов творчества Н. А. Некрасова: из первого периода — стихотворения «В дороге» , «Забытая деревня» , «Школьник» , «Размышления у парадного подъезда» , «Песня Еремушке» ; из второго периода — поэмы «Мороз, Красный нос» и «Железная дорога» ; из последнего — поэму «Кому на Руси жить хорошо». Тема — изображение русского крестьянства — появилась в творчестве Тургенева
Одновременно идейные позиции Тургенева и Некрасова разнятся. Тургенев демонстрирует сочувствие и уважение к народу; Некрасов — возмущение угнетением и рабским положением крестьянства. Тургенев выражает в своих рассказах идею о нравственном
Антикрепостническое содержание у Тургенева проявляется в высокой оценке нравственных и духовных качеств русского крестьянина. Тургеневские крестьяне обладают любознательностью, глубоким умом и пониманием прекрасного, талантом, великодушием, благородством, Тургенев показывает, что крепостной гнет не убил живую душу народа. Писатель, однако, не идеализирует крестьян: в «Записках охотника» есть и отрицательные образы крепостных — Виктор из рассказа «Свидание», Софрон из рассказа «Бурмистр». Крестьяне сравниваются с помещиками: господин Полутыкин оказывается бестолковым хозяином, пустым человеком рядом со своими крепостными Хорем и Калинычем; господин Пеночкин из рассказа «Бурмистр», не заботясь ни о чем, кроме собственных доходов, отдал своих крестьян под власть беспощадного кулака Софрона.
Петр Петрович Каратаев — слабый, нерешительный человек. Таким образом, Тургенев многосторонне изобразил русское крестьянство, не очерняя и не идеализируя его. При этом отличительной особенностью «Записок охотника» остается особый интерес к замечательным народным характерам, может быть и редким, но вполне реальным.
Антикрепостническое содержание произведений Некрасова выражается более остро: поэт показывает трагическую судьбу, бесправное, унизительное положение крепостного крестьянства, беспощадную эксплуатацию народа. Как и в творчестве Тургенева, в произведениях Некрасова представлены разнообразные герои из крестьян. Рассказывая о деревенском пареньке в стихотворении «Школьник», поэт верит, что именно из народа выйдут новые, яркие таланты и прославят Россию: Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай…
Кроме покорности и неразвитости, некрасовским крестьянам присущи трудолюбие, сердечность, мудрость, чувство собственного достоинства, В произведениях двух авторов при всей схожести изображения крестьянства существуют и различия. У Тургенева конфликты крепостных и помещиков скрыты в глубине сюжета, строятся на нравственных противоречиях; у Некрасова ясно и открыто выражается социальная идея о нищете и бесправии народа: Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? Так же открыто воспевает Некрасов сопротивление социальной несправедливости — Необузданную, дикую К угнетателям вражду И доверенность великую К бескорыстному труду.
Тургенев и Некрасов с различных позиций подходят к изображению крестьянства. Тургенев показывает народ со стороны: крестьяне в «Записках охотника» — это класс, состоящий из отдельных личностей, в которых автор внимательно всматривается, которых с интересом изучает. При таком описании очень важна личность автора-наблюдателя, его мировоззрение, общественные убеждения. Сквозной образ охотника-рассказчика, наравне с антикрепостнической идеей, скрепляет отдельные рассказы в целостное произведение — «Записки охотника». Охотник — местный помещик, «костомаровский барин» , но в нем нет барского пренебрежения и презрения к крестьянам.
Ему присущи любовь к природе, любознательность, «чистота и возвышенность нравственного чувства» . В начале творчества Некрасов также активно использует образ автора-рассказчика, который наблюдает крестьян со стороны и дает свою оценку услышанному, увиденному. В последнем стихотворении из случайной городской сценки лирический герой создает широкое обобщение современной русской жизни; в поэме «Железная дорога» автор-рассказчик объясняет мальчику Ване, кто на самом деле построил Николаевскую железную дорогу и чего стоило это строительство. В поэме «Мороз, Красный нос» автор выражает горячее сочувствие русской крестьянке: Ты с детства со мною знакома. Ты вся — воплощенный испуг, Ты вся — вековая истома! Тот сердце в груди не носил, Кто слез над тобою не лил! Но в творчестве Некрасова представлен и другой взгляд на народ — взгляд изнутри, который характерен для фольклора.
Суть этого взгляда изнутри раскрыл Гегель: «В народной песне опознается не отдельный индивид со своим субъективным своеобразием, а общенародное чувство, поскольку индивид не обладает внутренним представлением и чувством, отделенным от нации, ее быта и интересов» , В поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ автора почти исчезает, уступая место рассказчика и наблюдателя самому народу-семи мужикам-правдоискателям и их собеседникам. В заключение можно привести слова В. Г. Белинского о новаторстве Тургенева в изображении крестьянства: «Он зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил» . Но после «Записок охотника» крестьянская тема уходит из творчества Тургенева; Некрасов, к творчеству которого с полным правом можно отнести те же слова Белинского, остается верен народной теме до конца жизни. Следует отметить общие черты в описании крестьян у двух авторов: это уважение, сочувствие народу при реалистическом, то есть разностороннем, его изображении. Различие двух подходов к описанию народа в русской литературе интересно сформулировано в знаменитой статье Н. Г. Чернышевского «Не начало ли перемены?» . Разбирая в статье рассказы Н. Успенского, критик особенно высоко оценил их за то, что автор пишет правду о народе «без прикрас», без идеализации, то есть откровенно показывает инертность, неразвитость крестьян, «тупую нескладицу» в мыслях мужиков.
Такая суровая правда, по мнению Чернышевского, полезнее народу, чем похвалы, сострадание и умиление, которые выражены, например, в рассказах Тургенева. Справедливо разграничив «доброе» изображение крепостных крестьян до реформы 1861 года и «критическое» изображение народа после 1861года, Чернышевский, кажется, несколько поторопился с оценками: русские до сих пор читают «Записки охотника», а расхваленные критиком рассказы Н. Успенского знают только специалисты. Нет ничего плохого в том, что «Тургенев… в эпоху крепостничества… искал в простом народе больше доброго, чем дурного» .
Некрасов в своем творчестве после отмены крепостного права не боялся критически изображать покорность, неразвитость крестьян, наравне с их душевной силой, мудростью, великодушием. В стихах поэт выражал открытый протест против бесправного положения простых людей. Он создал народную по форме и содержанию поэму-эпопею, то есть произведение о народе для народа.
Изображение русского крестьянина в произведениях И. С. Тургенева и Н. А. Некрасова