Изображение русского женского национального характера в «Повестях Белкина»
В развитии русской художественной прозы значение А. С. Пушкина особенно велико: ведь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне, по сравнению с поэзией, находился литературный язык прозы. Поэтому перед Пушкиным-прозаиком встала исключительно трудная задача обработки материала данной области словесного искусства. Прозаические жанры привлекали своей большей доходчивостью.
Не зря в эти годы Пушкин отмечал: «Повести и романы читаются всеми и везде».
Первым завершенным пушкинским произведением в прозе
Рассмотрим более подробно повесть
В этих определениях — характер, личность, судьба Дуни. В них выражено идеальное сочетание разных граней женского русского национального характера, необходимое для выполнения главной природной миссии — защиты, сохранения и продолжения жизни. Удивительная красота девушки оказывала чудесное, преображающее действие на всех людей, делая их добрее, пробуждая в них высокие чувства, изменяя состояние их души.
Вообще, красота занимает особое место в художественном мире Пушкина.
Вячеслав Иванов писал о внутренней соприродности Красоты и Доброты, что можно назвать основой идеала Пушкина. Подлинная красота естественно вызывает у человека чувство радости, счастья, делает его добрым и открытым миру, помогает преодолеть в себе низкие чувства и пороки. Такое понимание пушкинской героини подтверждают и слова мальчика в конце повести, которые раскрывают позицию писателя, его отношение к Дуне: «Прекрасная барыня… добрая барыня… славная барыня!» Таким представляется характер Дуни — ясный, определенный, цельный. С этой позиции можно объяснить ее поступки, мысли и чувства. Однако Самсон Вырин ценит в ней более всего хозяйственные качества.
Он видит в ней прежде всего прекрасную домохозяйку. При этом внешность и обаяние Дуни творили чудеса с проезжими. При ее появлении люди успокаивались, а накопленная злоба не выплескивалась на бедного смотрителя. Но юная кокетка стремилась в высший свет, законы которого она усвоила.
А ее отец не представлял для своей дочери другой жизни, кроме как на почтовой станции. Поэтому он не хотел верить в искренность и глубину чувств дочери и проезжего гусара. Хотя Дуня «ехала по своей охоте», можно предположить, что она и Минский не просто сразу понравились, а «узнали» и полюбили друг друга.
Произошла та встреча, когда люди прозревают друг в друге родственную душу. И Дуня сделала свой свободный выбор, идя навстречу судьбе.
В такой свободе героини заключается для Пушкина идеал личного поведения. В ситуации неизбежного выбора между Минским и отцом Дуня поступает «по законам счастья и жизни». Именно так, по мнению Пушкина, должна поступать настоящая женщина.
Однако отношение читателя к Дуне неоднозначно — Пушкин лишь обозначил проблему. Перед ней стоит труднейшая задача — она должна выбирать между своим счастьем и спокойствием отца. Дуня умна, и она понимает, что на почтовой станции у нее нет будущего, поэтому она выбирает Минского.
Кроме того, Дуня видела свой долг в обретении Дома.
Изображение русского женского национального характера в «Повестях Белкина»