Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Т. Г. Шевченко

Тарас Шевченко как истинный патриот своего народа гордился принадлежностью к «стране казаков» и вдохновенно воспел знаменитейшее украинское казачество. Героические события и характеры возникают в исторической поэме Тараса Шевченко «Тарасова ночь» — рассказа о победе казаков во главе с Тарасом Федоровичем Трясилом над войском Конецпольского. Чаще всего в «Кобзаре» мы встречаем обобщенный образ казака, который большей частью выступает в роли рыцаря, защитника народа, его воли и православной веры. Благодаря этому Казаки

и «добывали славу», и она никогда «не умрет, не поляжет».

Источник силы казаков в любви к родной земле, в вере в Бога и высокой морали.

Казак почти некогда не плачет, но когда уже не в силах сдержать слезы, то они густые и искренние. Казаки сильные духом, жизнерадостные, а если сокрушаются, то от того, что шляхтич «очень развеселился» от безнаказанности. Казачеству присущи бескорыстие свободолюбие и благородство. В 1839 году Тарас Шевченко создал историческую поэму «Иван Подкова». Как и Тарас Федорович из поэмы «Тарасова ночь», Иван Подкова — лицо историческое: атаман Подкова стоял во главе

казачества в его борьбе с турецкими завоевателями.

Озираясь на то, что «было когда-то в Украине», поэт подчеркивает: «Было когда-то хорошо жить На той Украине. А вспомним! Может, сердце хоть немного отдохнет». Атаман Подкова, которому хорошо известна отвага казаков именно тогда, когда

«Синее море зверюкою то стонет, то воет», решает, что время идти на врага: «А нуте, мальчонки, На байдаки! Море играет — Идем погулять! Кругом волны, как те горы: Ни земли, ни неба. Солнце млеет, а казакам это только и надо.

Плывут себе и поют…».

Прекрасные строки произведения, посвящены изображению казацкой отваги. Тарас Шевченко в «Кобзаре» не скрывает от читателя своей увлеченности запорожским казачеством, идеализируя и наделяя его романтическим ореолом. Украинский казак у Шевченко храбрый до отчаяния — «казацкая воля гарцевала», казаки — это непобедимая сила, они, «как и туча, ляхов обступили» и за народ и за веру православную проливают свою кровь «живую», чистую», «святую». Описывая казаков, автор не жалеет ярких и теплых слов. «Как родного ребенка» голубит поэт своим словом каждый образ казака.

К казачеству как олицетворению рыцарской победы и свободолюбия Шевченко вызывает симпатию и внешними признаками: казацкие клейноды — бунчук, булава; » Вороной конек» — верный товарищ казака; «оружие золота» — «острая саблюка». Поэт использует традиционные казацкие формы обращения: господин-брат, паны-молодцы, отец-атаман, дети.

Эти прадавние этические нормы следует восстанавливать, так как они наши, украинские. Казачество во времена Шевченко уже было прошлым, о чем поэт пишет с печалью и болью: «Казачество гибнет — гибнет слава, родина», «Не заревут в Украине вольные пушки». Шевченко стремится вызвать у современников увлечение казачеством, желание снять с себя рабские путы и возродить запорожскую победу и гражданское мужество.

Величие и красота казацкой победы, ее ореол всегда будет нам сиять в веках: «Той славы казацкой вовек не забудем». На великих делах казаков и следует воспитывать идеал воина, гражданина, мужчины вообще.




Изображение величия и красоты казацкой победы в творчестве Т. Г. Шевченко