Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века

Мастерство обнаруживается не в

Чувственной красоте форм, а во

Внутренней одухотворенности, и это

Приводит к мастерству изображения.

Гегель

Все произведения Федора Михайловича Достоевского глубоко психологичны. Основной задачей писателя является раскрытие духовного мира Человека. Внутренний мир героев предстает перед нами в особом ракурсе: мы почти не видим у Достоевского нейтральных психологических состояний, душевная жизнь показана в ее крайних проявлениях, в моменты наибольшей психологической напряженности. Герои

всегда на грани внутреннего срыва. Благодаря этому, Достоевский показывает всю глубину человеческой души, противоречивость сознания и подсознания.

Герои Достоевского поглощены своей «идеей», и вся система изобразительных средств подчинена раскрытию этой «идеи» и показу ее развития. Я считаю, что самыми интересными персонажами произведений Ф. М. Достоевского являются герои романа «Преступление и наказание». Чем же они так интересны?

Какие средства помогают автору раскрыть их внутренний мир?

Идейно-нравственной сущностью главного героя «Преступления и наказания» Раскольникова становится

его теория о «праве на кровь». Вся жизнь его становится проверкой этой теории, главный герой пытается выяснить, к какому типу людей он принадлежит, «необыкновенный» он человек или «вошь, как все». Другие персонажи романа также в той или иной степени «идеологи», причем их «идеи» так или иначе сочетаются с «идеей» главного героя.

В изображении внутреннего мира человека в романе важную роль играет внутренний монолог. У Достоевского он приобретает черты диалога. Это как бы борьба с самим собой, борьба сознания и подсознания.

С первых страниц романа Раскольников постоянно размышляет, мы видим его терзания перед убийством, а также мучения после его совершения. Также важен диалог, который раскрывает авторские идеи и воззрения. Интересно то, что очень часто на страницах романа диалог приобретает форму допроса.

Это относится не только к разговорам Раскольникова и Порфирия Петровича; таким является диалог Раскольникова со Свидригайловым, когда последний рассказывает историю о том, как Марфа Петровна «посещать изволит». Для романа Достоевского также характерны диалоги-исповеди. Таким является разговор Раскольникова с Соней, когда он признается в убийстве. В этом произведении и повествование, и прямая речь героев — все пронизано психологизмом.

Большое значение в раскрытии внутреннего мира человека играют сны и сновидения. Все сны героев ужасны, и из кошмарного сновидения они переходят в кошмарную действительность. Сны отражают тот ужас, который герои носят в душе. В сновидениях проявляются черты персонажей, которые не всегда видны в их действиях наяву.

Например, во сне с лошадью обнаруживается доброта, сострадание Раскольникова. Также важна портретная характеристика героев. Писатель дважды прибегает к портретной характеристике главных героев, фиксируя как бы два основных момента в их жизни. В этом можно убедиться на примере портретов Раскольникова. Первый дается как бы мельком в начале романа, следующее же описание предстает перед нами уже после убийства.

Во втором портрете мы видим черты, резко контрастирующие с описанием, данным до убийства, которое жестоко ранит его душу.

Особую роль в портретах героев «Преступления и наказания» играют глаза. Так, описывая Свидригайлова, Достоевский замечает, что его глаза смотрели «холодно, пристально и вдумчиво». Глаза являются зеркалом души героев, по глазам можно узнать их идею, раскрыть их тайну.

Большую роль в портретных характеристиках героев играют также губы. Их мимические движения — улыбка, насмешка, причем каждый раз иная, — соответствуют психологическому состоянию персоналией.

Раскрытию внутреннего мира героев способствует и их речевая характеристика. Например, речь Раскольникова в основном характеризуется прерывистостью, незаконченностью.

Обстановка и пейзаж у Достоевского также являются способами характеристики героя. У Раскольникова, закрытого от мира, комната, напоминающая гроб, у Сони же, открытой миру, комната «большая, с тремя окнами». Мир, окружающий человека, дается как часть души этого человека, становится как бы «внутренним пейзажем» героя и определяет его поступки.

У Достоевского во всей структуре повествования нет буквально ни одной детали, которая бы не служила прямому или косвенному воспроизведению внутреннего мира. Раскрытию этого мира способствуют такие художественные приемы, как двойное портретизирование, внутренний монолог, описание снов и видений, диалоги персонажей. Достоевский стремится показать независимость сознания героя от сознания автора.

Он прежде всего стремится дать слово самому герою. Вce это делает произведения Ф. М. Достоевского шедеврами русской литературы XIX века и доказывает, что их автор — замечательный психолог, который с необычайным мастерством раскрывает глубины человеческой души.




Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века