Изучение «Мцыри» с позиций историзма

Вдумаемся в реальный и знаменательный факт — почему в поэме нет типичного романтического конфликта избранной личности с обществом, с окружающими людьми? А ведь этот конфликт рождает презрение и ненависть к людям вообще. И это закономерно, ибо основой философии романтического героя является индивидуализм.

Отсюда избранничество, титанизм героя — он сильный, могучий, исполненный огненных, не доступных «толпе» страстей человек.

Ничего этого нет в поэме Лермонтова. Мцыри сознательно и даже демонстративно лишен автором избранничества,

титанизма, у него нет презрения и ненависти к людям — он стремится к своему народу, любит свою родину. И это не случайные отступления от канонов. Они мотивированы реальной судьбой Мцыри. Этот хилый, болезненный мальчик — пленник.

Но в слабом теле таится грозная, и мятежная сила, питаемая свободой. Она и подвигнула на побег, на преодоление трудностей. Именно эта цель и превращает мальчика в героя, в борении с враждебными силами проявляется богатство его слабой натуры.

Но это иная, не романтическая философия человека. Исторически она была раньше Лермонтова раскрыта Пушкиным в произведениях 1830-х годов.

И не считаться С данным реальным фактом, игнорировать его нельзя.

Отступления от романтических канонов носят программный характер — они порождены новыми убеждениями Лермонтова, характерными именно для 1839 года; отступления и вели к новому стилю поведения и мышления героя.

Романтический герой одинок, одиночество — благо для » него, для его духа. Одиночество же Мцыри не философского, но материального порядка — он пленник, и потому он ненавидит одиночество-плен, лишившее его свободы, родины, обычаев и обрядов его народа. В романтической поэме обязателен любовный сюжет. Потому-то он и определял структуру поэм Байрона, Пушкина, их продолжателей и самого Лермонтова — «Исповедь» и «Боярин Орша», в частности, построены на любовных коллизиях.

Обязательность любовной темы обосновывалась все той же романтической философией героя: сильный человек, противостоя ненавистному обществу, практически бездеятелен, он должен был как-то раскрыть свою исключительную натуру, свои страсти, свое избранничество. Любовь, любовный конфликт и служили этой цели. Еще Руссо провозгласил: человек велик своим чувством.

Любовь и выявляла величие и исключительность романтического героя.

В поэме «Мцыри» нет любовного сюжета — все по той же причине: героя вдохновляет иная философия, автору поэмы, писавшейся в 1839 году, вслед за Пушкиным и Гоголем ясно, что не любовь определяет события и действия человека. В реальности, в подлинной жизни действуют иные силы, иные закономерности, иные обстоятельства, которые определяют поведение человека и саму любовь. Потому-то из поэмы и был исключен любовный сюжет. Характерно, что отказ этот не легко дался Лермонтову, не сразу пришло решение освободить поэму от любовного сюжета.

Сохранился черновой вариант стихов, в которых разрабатывался традиционный мотив. Мцыри признавался монаху:

Я в жизни знал лишь страсть одну; И с ней в могиле я засну, Не разлучили люди нас, Не разлучит и смертный час. Она терзала грудь мою, Но я безумный все люблю Подругу дикую мою.

Поэзия романтическая — поэзия глубоко субъективная — всегда о себе, своих чувствах, эмоциях, думах. Юношеская поэзия Лермонтова была именно такой. Но после переезда в Петербург Лермонтов все пристальнее стал вглядываться в окружавшую его жизнь.

Интерес к внешнему, объективному миру рождал скептическое отношение к сосредоточенности на собственной персоне. В конце декабря 1834 года в письме к М. А. Лопухиной он иронизировал над собой: «Говорить вам о себе? Право, я так надоел сам себе, что, когда я ловлю себя на том, что восхищаюсь собственными мыслями, я стараюсь припомнить, где я их вычитал!..»

Ирония эта, конечно, только робкий симптом начавшейся духовной эволюции поэта. Но недооценивать ее нельзя — она свидетельствовала не только о появлении скептицизма к своей позиции романтика, но и о рождающемся доверии к живой жизни, к объективному миру. Процесс этот важен тем, что он носил глубоко индивидуальный характер, был, так сказать, нетипическим явлением.

Поэма «Мцыри» — наглядный и красноречивый тому пример. Из явления буднично-деспотического, обыкновенного для самодержавной России насилия — учреждения института аманатов — поэт извлек необыкновенное, которое стало поэтической истиной.

В этой связи следует сказать, что существует группа исследователей, которая не просто отмечает отступления «Мцыри» от канонов романтизма, но считает необходимым или подчеркнуть, при объяснении этих отступлений, органическую связь поэмы с реалистическими произведениями Лермонтова 1837-1840 годов, или, более решительно, обратить внимание на ее реалистические элементы.




Изучение «Мцыри» с позиций историзма