К. Д. Бальмонт один из лидеров «старших символистов»
К. Д. Бальмонт, один из лидеров «старших символистов», был «властителем дум» молодежи рубежа XIX-XX веков. В 1894- ом году он создал свой первый самостоятельный символистский сборник «Под северным небом». Лирический герой первых поэтических стихотворений — неоромантик символического плана, мечтатель, стремящийся проникнуть за земные пределы бытия, стать частью космического целого, всего мироздания, увидеть «очертанья вдали»:
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
В стихотворении «Я мечтою ловил уходящие тени…» обозначена позиция возвышения лирического героя над реальностью, он как бы находится между Небесами и Землей, стремится постичь некие тайны, «уходящие тени», неподвластные грубой реальности. Пространство стихотворения раздвигается и охватывает всю Вселенную «от Небес» до «Земли». Особую роль в образном строе данного поэтического произведения играет символ башни, по которой все «выше» поднимается лирический герой от «погасавшего дня» и «уснувшей Земли» к
Символ «уходящих теней» помогает поэту, с одной стороны, выразить мечту, надежду лирического героя на будущее возрождение, а с другой — понять тоску героя по прошлому, которое безвозвратно потеряно. Окружающий мир наделяется поэтом состоянием вибрации, трепета, так как он стремится воплотить свою мечту и приблизить будущее. «Уходящие тени»; лишь манят лирического героя, вселяя в него веру в нечто светлое, но оказываются недостижимыми:
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
Стихотворение имеет кольцевую композицию, которая не предает завершенность поэтической мысли автора, а наоборот, лишь намекает читателю, что до вершины еще далеко, что путь восхождения не закончен. Повторяющимися художественными образами раннего периода в творчестве К. Бальмонта становятся ветер как символ постоянного движения, камыши, которые «бесшумно шуршат»;, «печальный»; месяц как символ безмолвия:
Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
Лирический герой поэта — поклонник сна, безмятежного существования и борьбы, меланхолического томления и активного богоборчества, стремящийся соединить прошлое с будущем, свет и тьму, благородную, возвышенную любовь с «ужасным развратом»;, герой, обреченный на муки творчества, необыкновенного прозрения, одиночество и одновременно готовый служить будущим поколениям — это герой постоянных, роковых противоречий. Эта особая противоречивость — отличительная черта бальмонтовского лирического героя.
Объездив практически весь мир, поэт всюду тосковал по России, считая себя «изгнанником земли родной»;. Лучшими поэтическими шедеврами К. Д. Бальмонта стали символистские сборники «Горящие здания»; , «Будем как Солнце»; , «Только любовь. Семицветник»; , «Литургия красоты»; , «Фейные сказки»; , в которых лирический герой продолжает бороться за красоту Вселенной и за свое место в мироздании. Теперь он необыкновенно активен, весь устремлен к свету, огню, солнцу, ставшему излюбленным символом Бальмонта.
Солнце — это символ жизнеутверждающей радости, источник жизни для всех. «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце \ И синий кругозор»;, — утверждает поэт.
Отличительной чертой лирических произведений данного периода является глубокий лиризм, стремление проникнуть за пределы Земли:
Но, милый брат, и я, и ты —
Мы только грезы Красоты,
Мы только капли в вечных чашах Неотцветающих цветов,
Непогибающих садов…
К. Бальмонт видел целью своего творчества установление связи между прошлым и будущим, подчеркивая преемственность в творчестве. Поэт — всегда мятежник, бунтарь, отвергающий уже сложившиеся представления, который сливается с другими художниками-бунтарями иных времен и в то же время обречен на трагедию:
Сумрачный художник, ангел возмущенный,
Неба захотел ты, в небо ты вступил, —
И с высот низвергнут, Богом побежденный…
Утверждая пророческое начало творческой личности, поэт мечтает проникнуть в небесные сферы, пообщаться с самим Богом, поэтому лирический герой К. Бальмонта отвергает «все земное, неверное, пленное»;, и взор свой устремляет лишь к «высшему сну своему»;, так как сон — один из возможных путей проникновения в непознаваемое. Лирический герой художника-символиста осознает свою уникальность и свойственное только ему предназначение:
Я — изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты — предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я — внезапный излом,
Я — играющий гром.
Я — прозрачный ручей,
Я — для всех и ничей.
Опираясь на традиции русской классической и мировой поэзии, в особенности на творчество А. А. Фета, К. Д. Бальмонт создает импрессионистическую лирику. Так же, как и Фета, поэта волнуют не сами предметы, образы действительности, а те впечатления, ощущения, которые вызывает тот или иной образ:
Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны, Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою — глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая,
В бездне воздуха и света.
Внимание к переменчивым состояниям природы и внутреннего мира человека сформировало импрессионистическую поэтику К. Д. Бальмонта.
Работая над техникой стиха, Бальмонт развил художественные приемы, заявленные еще в творчестве А. А. Фета. Прием звукописи в бальмонтовских стихотворениях приобретает особую значимость, а также многократное использование аллитераций, ассонансов и звуковых повторов:
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада, —
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
Основой лирики К. Бальмонт считал «магию слов»;, под которой понимал прежде всего музыкальность, завораживающий поток звуковых перекличек. «Музыкальные приемы»; поэта разнообразны: помимо аллитераций, ассонансов, Бальмонт особое внимание уделяет рифмовке, ритму стиха, создает сложные прилагательные-эпитеты, а также часто повторяет последние слова предыдущей строки в начале следующей:
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Доминирующее музыкальное начало поэзии Бальмонта стало крупным художественным открытием в русской поэзии «серебряного века»;, так как поэты начала XX века находились в поиске не только новых тем, мотивов, но и форм, способов, поэтических приемов, которые смогли бы помочь мастерам поэтического слова выразить свои мироощущения.
В 1920 году, любя Россию «до боли сердечной»;, Константин Бальмонт, не принявший русскую революцию 1917 года, был вынужден покинуть родину и уехал из России навсегда.
Последние годы жизни поэта были самыми тяжелыми: он умер в эмиграции во Франции в предместье Парижа, одинокий, больной и забытый всеми. Но как никто из русских поэтов начала XX века Бальмонт умел ценить каждое мгновение жизни. Также и лирический герой поэта ценит «миг красоты»;:
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
К. Д. Бальмонт один из лидеров «старших символистов»