К. Д. Бальмонт. Живая вода. Как вы понимаете смысл заглавия стихотворения?
В стихотворении «Живая вода» обращение к «родным богатырям» выступает в роли поэтического приема, который определяет эмоциональную атмосферу стихотворения и его построение. Проследите, как поэт, отдавший дань изяществу формы, чередованием обращений достигает композиционной стройности стихотворения.
В строках стихотворения утверждается, что богатыри сопровождают детство, отрочество, юность и молодость, что они — живая вода духовного мира человека:
Богатыри, вы — боги,
Вам жить и жить всегда.
Так в стихотворении
Как воспринимаются богатыри в разные периоды человеческой жизни? Какими они предстают в детстве, отрочестве, юности, молодости? Как вы понимаете метафоры «в яркой зыби дней», «затон мечтанья», «мгновенья потонули»?
Чего достигает поэт, используя эти образные выражения?
Богатыри былин, по мнению поэта, в каждый из периодов жизни человека играют свою роль. В детстве — это зимние грезы, в отрочестве — отсвет былых свершений, важность которых уже начинает осознаваться, в юности
Неизменное вмешательство былинных образов в жизнь человека подчеркивается метафорами, которые запечатлевают движение времени и тесную связь всех мыслей и чувств человека с богатством мира фольклорных героев.
Какие сравнения, щедро рассыпанные по всему стихотворению, вам показались неожиданными, необычными, яркими?
Роль богатырей в жизни человека разного возраста сравнивается с зимней метелью, которая качает загрезившую ель, то с отсветом вечных сил, то со стеблем давней были, который пробивает тьму, то с подарком — жар-птицей. Все сравнения необычны, этим они и интересны читателям. Те образы, которые возникают при чтении, расширяют роль этих фольклорных героев в жизни человека, помогают увидеть сказочное многообразие их отражения в поэтическом слове.
Эти образные выражения связаны со стремительным движением времени в нашей жизни.
Как подчеркнуто в стихотворении единство богатырей и природы?
Начиная с названия стихотворения, вся система образов, возникающих при чтении, демонстрирует тесную связь былинных героев и родной природы, которая передана в художественных приемах. «Живая вода» былинных образов видна и в том, как автор использует их в своем стихотворении, и в том, как автор обозначает перемену их роли в различных возрастах. «Живая вода» поэтической речи живет в эпитетах, метафорах, сравнениях.
Эпитеты: водные, степные, лесные голоса; снежная даль; загрезившая ель; вечные силы; давняя быль…
Метафоры: метель качает, вошла печаль…
Сравнения: как зимняя метель, как отсвет вечных сил; как стебель давней были, как тень; как звезда…
В каких словах стихотворения дается образ перепутья, распутья?
Образ перепутья, распутья завершает стихотворение. И на том месте, «где сошлись дороги», богатыри являются «как звезда», наверное как путеводная звезда, поскольку поэт утверждает: «Вам жить и жить всегда».
Как вы понимаете смысл заглавия стихотворения?
Слова живая вода утверждаю! роль образов былинных героев в жизни каждого человека. Насыщая человека «отсветом вечных сил», они помогают сохранять и даже возвращать молодость, юношеское восприятие окружающего мира.
К. Д. Бальмонт. Живая вода. Как вы понимаете смысл заглавия стихотворения?