Кабаре и «Симплициссимус»
Это было свидетельством духовной близости двух литературных единомышленников: Краус выражал свое уважение писателю, который являлся центральной фигурой литературной оппозиции, давал значительный творческий импульс тенденциям, противостоящим как дилетантствующему «почвенничеству», так и обособленности и замкнутости в литературе. Не случайно с середины 90-х годов XIX века Ведекинд поселился в Мюнхене, так как именно баварская столица служила в этот период оплотом «сецессиона», эстетического направления, выпадавшего из рамок официального
Уже Келлер писал о том, как Мюнхен становился «культурным центром», то есть рынком, товаром для которого служило искусство, этот рынок порождал как высокооплачиваемых, модных «академиков», так и «пролетариев» от искусства, то есть тех писателей и художников, которым приходилось бороться за свое существование и признание. Их звали «богемой». Богема сложилась как особая социальная группа в конце XIX века сначала во Франции, позднее в Германии. Богема не стыдилась своей бедности, подобно Э. Мюзаму в его «Песне о лохмотьях», выставляя эту бедность напоказ:
Мы
Буржуй не зря плюет на нас:
У нас богатств — лишь в брюхе шнапс,
Но в том-то и беда.
Кто хлещет шнапс, тому как раз
С хмельной башки да пьяных глаз
И добродетель не указ.
Вот так-то, господа.
Богема одевалась по-своему, у нее были свои городские кварталы и свои ресторанчики, свои представления о нравственности, которые обыватели называли «безнравственными». И хотя все это должно было подчеркнуть полную противоположность буржуазному образу жизни, тем не менее между богемой и буржуазным обществом возникла определенная взаимосвязь: не только взаимное презрение, но и не меньшее взаимное влечение. Всем этим обстоятельствам и обязано литературное кабаре своим расцветом.
По примеру парижского кабаре Эрнст фон Вольцоген открыл в Берлине в 1901 году кабаре «Подмостки». В том же году в Мюнхене возникло кабаре «11 палачей», а в Берлине «Гром и дым» — первые известные литературные кабаре в Германии, за которыми последовали многие другие.
На сцене маленьких ресторанчиков выступали со стихами, пародиями, песенками и скетчами их авторы-исполнители. Нередко это были отклики на актуальные политические события. Однако не обновление политической поэзии стало главным вкладом кабаре в развитие литературы. Непосредственный контакт со слушателями, которые находились в нескольких метрах от автора-исполнителя, непринужденная обстановка, шутка, куплет, живой диалог — все это служило мощным противовесом монологически-величественной «позднебуржуазной» поэзии.
Зачастую литературное кабаре обращалось к традиционным формам городского фольклора, балладам, уличным песенкам, пародируя их и наполняя самым злободневным содержанием.
Кабаретисты были одинаково далеки как от высокопатетичных «пророков» или изъеденных внутренними сомнениями «затворников», так и от знаменитых «звезд», профессионалов эстрады. Имена Петера Хилле, Юлиуса Бирбаума, Пауля Шеербарта, Эрнста фон Вольцогена остаются известными именно благодаря работе этих авторов для малой сцены. Истоки литературного кабаре тесно связаны с творчеством Кристиана Моргенштерна, особенно с его забавными «Песнями висельника», юмор и ирония которых таили в себе глубокий смысл, с его популярными стихами «Пальмштрем».
Традиции Моргенштерна продолжил впоследствии Иоахим Рингель-нац в своих резких и в то же время трепетных стихах о вечном мореплавателе «Куддель Даддельду» , в книге «Гимнастические стихи» , в «Авиаразмышлениях» и в стихах, написанных в 30-е годы.
Значительную роль в развитии оппозиционной буржуазной литературы сыграли журналы. Сравнимым по своему значению с журналом «Факел» можно считать антикайзеровский журнал «Ди Цукунфт» , выпускавшийся Максимилианом Гарденом как «обзор политической и
Культурной жизни». Наиболее сильным конкурентом для солидных художественных журналов, например «Кунстварт» или «Пан», оказался юмористический еженедельник «Симплициссимус», начавший выходить в Мюнхене с 1896 года.
Особенно в первые годы своего существования «Симплициссимус» отличался смелыми критическими выступлениями. Журнал многократно запрещался по соображениям политической цензуры; редакторов и авторов журнала подвергали судебному разбирательству, арестам. Подобно литературному кабаре, «Симплициссимус» сочетал в себе различные виды искусства.
Важное место в журнале занимала карикатура, которая достигла высокого художественного уровня благодаря замечательным мастерам этого жанра: Т. Т. Гейне, Э. Тени, Б. Паулю, О. Гульбранссону, К. Арнольду. Карикатуристам приходилось проявлять недюжинное остроумие, чтобы, не давая повода для цензурных запретов, направлять острие сатиры против Вильгельма II и его режима, против прусского офицерства, реакционных клерикалов, крупной буржуазии. Приходится, однако, отметить, что в канун первой мировой войны «Симплициссимус» начал отходить от революционно-социалистических позиций, а в 1914 году журнал и вовсе проникся духом ура-патриотизма.
В литературном разделе журнала публиковались не только сатирические миниатюры и фельетоны. Здесь регулярно печатались «серьезные» прозаические фрагменты, рассказы. Таким образом, вокруг «Симплициссимуса» объединялись те писатели, которые разделяли оппозиционную направленность журнала и вместе с тем не ограничивались публицистическими откликами на ак-35
Туальные события, а ставили перед собою значительные творческие задачи. Наряду с Ведекиндом одним из наиболее типичных авторов журнала был Людвиг Тома, прекрасный рассказчик, создавший яркие, исполненные народного юмора картины верхнебаварской деревни; его произведения по праву заняли достойное место в истории новой литературы. В качестве редакторов или постоянных авторов в журнале сотрудничали в разное время: Я. Вас-серман, Т. Манн и Г. Манн, а также Г. Мейринк, приобретший известность как автор юмористической повести «Волшебный рог немецкого обывателя» и гротескового романа «Голем» .
Кабаре и «Симплициссимус»