«Кайдашева семья» социально-юмористическая повесть

О популярности повести свидетельствует большое количество ее переизданий и переводов на другие языки. То, что произошло с семьей Кайдашей, можно назвать моральной катастрофой. Читая эту «веселую» повесть, хочется плакать или по крайней мере мучиться от досады: ведь на наших глазах происходит самоуничтожение чего-то чрезвычайно важного, что есть в человеческой жизни, — домашнего уюта, согласия между близкими, чувство достоинства, порядка как основа семьи. В Кайдашевой семье побеждает какая-то дьявольская сила разрушения, которая неожиданно

отзывается в этих хороших, работящих людях.

Жанровые и стилевые особенности. По жанру «Кайдашева семья» — это социально-бытовая сатирически-юмористическая повесть-хроника. Бытовым и социальным является конфликт, вокруг которого выстраивается сюжетная интрига.

Немало внимания И. Нечуй-Левицкий уделяет обстоятельствам жизни Кайдашей, внешнему миру, в частности и этнографическим элементам. День за днем и год за годом в повести изображены семейные события.

Они разворачиваются динамично, последовательно и стремительно, что является признаками именно хроники. Повесть «Кайдашева семья»

— яркий образец реалистического произведения, ведь автор исследует в ней семейные отношения, сосредоточиваясь на морально-этической проблематике. Писатель создает в повести убедительные характеристики социального быта, колоритные социальные типы, которые в то же время являются яркими личностями. Одним из самых заметных признаков реалистической манеры письма является подробное изображение национального колорита украинцев — быта, обычаев, обрядов, верований. Таким способом И. Нечуй-Левицкий тщательно осваивал «непочатый рудник» украинской жизни, сознательно акцентируя на его бытовых и этнографических аспектах, и таким образом реализовал провозглашенные им же принципы реальности, национальности и народности.

Тема «Кайдашевой семьи» — изображение быта и психологии украинских крестьян в первые десятилетия после отмены крепостничества. В этом произведении художественно воспроизведены, как говорит сам автор, «темные пятна народной жизни». Повесть вышла почти через два десятилетия после реформы 1861 г. и освещала злободневные для того времени проблемы: нищая жизнь земледельцев, разрушение патриархального устройства села, темноту и забитость крестьян.

Вместе с тем И. Нечуй-Левицкий затронул вечные проблемы: добра и зла, любви, семейных отношений, взаимоотношений родителей и детей, человеческого достоинства и свободы, веры в Бога и морали. Духовная разобщенность — это то бедствие, которое отравляет каждый день жизнь и родителей, их сыновей и невесток. Реалистичности произведению добавляет то, что отдельные персонажи имели прототипов. Например, прототипами Кайдашей была семья Мазуров из села Семигоры, которая была известна на весь уезд постоянными ссорами, стычками и передрягами.

Мазуры имели и реальных богатых сватов — Довбушей.

В литературоведении советской эпохи принято было делать ударение на том, что ссоры, изображенные И. Нечуем-Левицким, — это следствие определенных социальных условий. Из этого делался социологично-политический вывод: «так было до революции». Тем не менее, автор «Кайдашевой семьи» на социальных факторах «войны» как раз и не делает акцент! В произведении речь идет скорее о несовершенстве человеческой природы, о вечных человеческих недостатках — нетерпимости, жадности, завистливости, эгоизме…

Вместе с тем Кайдашева семья — это модель целой Украины. И вещь не в привязке к определенному историческому времени и к «социальным условиям».

Иван Нечуй-Левицкий с блеском вскрыл некоторые «нежелательные» черты нашего национального характера, украинской ментальности, которые относятся не только к середине ХІХ ст. В этом смысле «Кайдашева семья» может читаться как произведение, в котором чрезвычайно важным является мотив национальной самокритики. Согласны ли вы с мнением литературоведа, что не социальные условия жизни семьи Кайдашей являются основной причиной их ссор?

Ответ обоснуйте примерами из повести.




«Кайдашева семья» социально-юмористическая повесть