Островский свою пьесу «Гроза» посвятил проблеме, связанной с переломом общественной жизни. Автору не удается абсолютно беспристрастно относиться к своим персонажам, хотя и выражение позиции ему достается очень трудно. Раскрытие авторской позиции производится посредством недостаточно выразительных и, представленных в малом числе, ремарок.
Остается вариант выражения авторской позиции через определенного героя, посредством композиции, или символики.
Сюжет драматического произведения отличается своей простотой. Катерине Кабановой, главной героине, не удается отыскать отклика собственным чувствам в сердце мужа. Это стала причиной ее влюбленности в другого человека. Она страдает от угрызений совести, и признается в этом в церкви при всем народе.
Данный поступок стал причиной невыносимой жизни для нее, и героиня добровольно принимает смерть.
Таким образом выстроены события в произведении. Посредством данной структуры написания автор стремится перед нами раскрыть несколько человеческих типажей. Хотя даже все это разнообразие типов не способно скрыть то, что им свойственен распад на два лагеря с условными названиями: по одну сторону — «темное царство», а по другую — «жертвы темного царства».
В категорию «темное царство» попали люди власть имеющие, от которых зависит в городе Калинове общественное мнение.
Последней сцене драмы досталась роль кульминации произведения. Здесь мы видим, как происходит максимальное обострение противостояния между представителями этих противоположенных сторон. Не обладающие богатством и высоким социальным статусом «жертвы» бросают вызов бесчеловечным порядкам, господствующим в городе.
Закономерной считается смерть Катерины, так как это очень сильная натура, и для нее отсутствует иной выход. Жить по правилам «темного царства» девушка не может. Ей лучше умереть телесно, нежели обладать мертвой душой.
Такая жизнь не для героини, поэтому она и расстается с ней. Протест этот стал свидетельством свободного выбора личности, которая не хочет мириться с теми законами, что были навязаны ей обществом.
Дайджест:
- Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза» Гроза Островский А. НАвторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза» В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев. Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно — авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается ... Читать далее...
- План сочинения — Авторская позиция и способы ее выражении в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»Авторская позиция и способы ее выражении в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» I. Вступление «Мертвые души» — одно из тех произведений, где авторское присутствие чрезвычайно важно. Гоголь не просто изображает жизнь, он активно высказывает свое отношение к тем или иным ее сторонам, дает характеристики героям и всему жизненному укладу, размышляет о проблемах, которые на ... Читать далее...
- Калинов и его обитатели по пьесе ГрозаГород Калинов на Волге — вымышленное место Островским, показывающий все черты провинциальных городов России. Островский заимствовал часть сюжета во время отдыха в Костромской губернии. Автор в лице Кулигина показывает, что люди не замечают красоту природы и видят только всю черноту этого города. Островский показывает Калинов в положении глубинного разлада его жителей. Раскол в городе показывает ... Читать далее...
- Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых? По пьесе А. Н. Островского ГрозаСемейство Кабановых — это маленькое «темное царство», в котором господствуют самодурство и диктаторство, безволие и страх, жестокость и унижение человеческого достоинства. В этом доме нет ни любви, ни взаимопонимания… Глава дома Кабановых — Марфа Игнатьевна, властная купчиха, деспот и самодур, который не упускает возможности упрекнуть и унизить своих домочадцев. Ее сын Тихон, человек безвольный и ... Читать далее...
- Авторская позиция в повести «Кирджали»Авторская позиция и проявилась в отборе нужных сведений и событий из реальной биографии Кирджали, и контрастном расположении их в повести. Вначале Пушкин ограничивается констатацией факта: Кирджали — разбойник; Кирджали — не имя, а кличка. Эта кличка — для Пушкина пока единственная характеристика: полученное разбойником прозвание передавало важную черту его натуры — удалец, смелый, бесстрашный человек. ... Читать далее...
- Как в пьесе А. Н. Островского «Гроза» соотносятся поэзия и проза жизни?Рутина и повседневность считаются олицетворением прозы жизни. Поэзии свойственно дарить нам редкие минуты счастья в награду за терпение. А. Н. Островский в 1859 году после того, как были подведены им итоги путешествия по России 1855 года, написал произведение «Гроза». Путешествуя по Волге, автор обзавелся огромным объемом материала. Островский благодаря соприкосновению с реальным проявлением жизни городов, ... Читать далее...
- Авторская позиция в рассказе «Судьба человека»Какова авторская позиция М. А. Шолохова в рассказе «Судьба человека?» В чем гуманистический пафос произведения? В рассказе «Судьба человека» М. А. Шолохова выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны. Великую народную трагедию военного времени изображает писатель в этом рассказе. Война противопоставлена у Шолохова картинам мирной жизни. В небольшом по объему произведении перед читателем проходит жизнь ... Читать далее...
- План сочинения — Авторская позиция и способы ее выражения в романе Тургенева «Отцы и дети»Авторская позиция и способы ее выражения в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» I. Вступление Авторская позиция — это отношение писателя к тому, что он изображает, и в особенности к персонажам произведения. II. Главная часть 1. В романе Тургенева действуют разные герои, и почти в каждом из них автору что-то нравится, а что-то нет. ... Читать далее...
- Каким образом выражена авторская позиция в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»Невидимая нить особой связи всегда соединяет между собой прозаическое произведение и писателя, создавшего его. В творении автора выражены зачастую его же собственные мысли. Он делится личными убеждениями и жестким мнением. О рассказе Ивана Бунина можно сказать то же самое. В произведении «Господин из Сан-Франциско» автором описывается факт смерти во время путешествия главного героя. Какой же ... Читать далее...
- Роль второстепенных персонажей в пьесе островского гроза«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъема. После премьеры спектакля на сцене московского малого театра, на пьесу последовало множество критических отзывов. Второстепенные персонажи в этой пьесе играют немаловажную роль. Развитие конфликта было бы невозможно без Феклуши, Варвары, Кулигина и прочих. Больше всего из второстепенных ... Читать далее...
- Образ Катерины и трагедия совести по пьесе ГрозаВ своей драме «Гроза» А. Н. Островский, на мой взгляд, показал дикое общество небольшого городка Калинов и противопоставил этому обществу образ Катерины, образ свободолюбивой девушки, которая не могла смириться с законами, которые были установлены в этом городе. Катерина — девушка, родившаяся в обычной семье, где ей представлялась свобода действий. Она воспитывалась в атмосфере любви и ... Читать далее...
- Смерть Катерины протест или смирение? Сила в ней или слабость? по пьесе ГрозаЯвляется ли смерть Катерины протестом? Правда, что самый сильный протест назревает в самых слабых и терпеливых личностях? Действительно, Катерина — сложный персонаж, в котором за внешней хрупкостью скрывается внутренняя сила и решительность. Эта личность ничуть не слабее представителей » темного царства». Катерина не намерена приспосабливаться и терпеть старый уклад жизни. Первый ее протест — это ... Читать далее...
- Характеристика Бориса в пьесе «Гроза»В пьесе Островского » Гроза » персонажей можно условно поделить на представителей «темного царства» и на его жертв. К представителям относят Дикого и Кабаниху, а вот в числе жертв называют Катерину, Тихона и Бориса. Однако можно ли с уверенностью говорить, что последний из перечисленных действительно является жертвой «темного царства»? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. ... Читать далее...
- Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены по пьесе ГрозаОстровский был в числе первых русских писателей, показавших суровые реалии власти самодуров. Александр Николаевич изобразил жизнь дворянства с иной стороны, открыв подноготную мира, где главной ценностью считаются деньги. В пьесе «Гроза» автор показывает, как общество богачей подстраивает мир под себя, признает равными лишь обладающих властью и средствами. Все остальные переведены в разряд прислуги, обязанной блюсти ... Читать далее...
- На тему: Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Чрезвычайно важна роль Островского в истории русской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ. Мы знакомимся по его пьесам с тяжелым, мрачным бытом «темного царства», с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюбивой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатство ... Читать далее...
- М. И. Кабанова — основа «темного царства» По пьесе А. Н. Островского ГрозаВ пьесе «Гроза», которая, по мнению Н. А. Добролюбова, является самым решительным произведением А. Н. Островского, драматург, изобразив быт и нравы купечества девятнадцатого века, представил зрителю мир деспотов и их жертв. Одним из ярчайших примеров самодуров и тиранов является Марфа Игнатьевна, властная и эгоистичная купчиха, единоличная хозяйка «темного царства» семейства Кабановых. Знакомство читателей с Кабанихой ... Читать далее...
- Роль Кулигина по пьесе ГрозаПьеса Островского «Гроза» раскрывает вечные, социокультурные проблемы общества. Катерина — главная героиня драмы. В ее образе воплощена борьба русского героического характера: борьба за любовь, осуществление возвышенных идеалов, за справедливость, правду и свободу. Кулигин — самоучка-механик — является второстепенным героем драмы. Он не включен в главную интригу и даже не встречается с Катериной при ее жизни, ... Читать далее...
- Авторская позиция в произведении «Донские рассказы»В рассказах «Коловерть», «Червоточина», «Семейный человек», «Бахчевник» одному и тому же физическому действию — убийству самого близкого по крови человека — дано контрастное нравственно-эстетическое осмысление. Наиболее уязвимым с точки зрения общечеловеческой морали нам представляется «Бахчевник». Кровавый финал, противоречащий норме человеческих отношений, объясняется автором как единственный выход из создавшегося положения. В необходимости Митькиного поступка читатель убежден ... Читать далее...
- В чем заключаются причины драмы Катерины Кабановой? по пьесе ГрозаНаписанная в канун отмены крепостничества «Гроза» по праву стоит в ряду лучших пьес русской драматургии. А. Н. Островский поднимает в ней темы свободы, счастья, совести, любви. На фоне нелегкой участи жителей провинциального Калинова разворачивается личная трагедия центральной героини — Катерины. Молодой женщине, выданной замуж за сына местной купчихи Кабановой, невыносимо жить в среде бессердечности и ... Читать далее...
- «Золотое слово» Святослава и авторская позицияИстория «Слова о полку Игореве» полна тайн. «Слово…», созданное в конце XII века неизвестным древнерусским поэтом, сохранилось в единственном списке, найденном знатоком древнерусской письменности А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII века в городе Ярославле в Спасо-Преображенском монастыре. Найденная рукопись была довольно поздним списком, отделенным от оригинала тремя веками. С древней рукописи была сделана копия для ... Читать далее...
- На тему: «Темное царство» в пьесе А. Островского «Гроза»«Темное царство» в пьесе А. Островского «Гроза» Александр Николаевич Островский является первым писателем и драматургом, на страницах произведений которого со всей глубиной, силой и реалистичностью были запечатлены характеры самодуров Руси. И суть главного конфликта в «Грозе», его одной из самых известных пьес, заключается в противостоянии героев, представляющих патриархальный уклад, и людей нового поколения, которые в ... Читать далее...
- Ответы по теме Авторская позиция в киноповести «Украина, в огне»Что такое подтекст, как он создается? Подтекст — это своеобразный повтор словесного или ситуативного, но отнесенного на значительное место в произведении. Важным фактором при создании подтекста есть личность автора, время, условия создания произведения, ментальность общества в целом. Максимально полное включение читателя в сферу мироощущения автора и его героев. В чем заключается сущность взглядов Александра Довженко ... Читать далее...
- Авторская позиция в образах героев пьесы «Вишневый сад»«Вишневый сад» рисует прощание хозяев, теперь уже бывших, со своим родовым дворянским гнездом. Тема эта неоднократно освещалась в русской литературе второй половины XIX века и трагедийно-драматически, и комически. В чем особенности чеховского решения этой проблемы? Во многом оно определяется отношением писателя к уходящему в социальное небытие дворянству и идущему ему на смену капиталу, которое он ... Читать далее...
- Авторская позиция в произведениях ПетрушевскойВместе с другими представителями драматургии «новой волны» — А. Галиным, В. Славкиным, В. Мережко, Л. Разумовской — писательница продолжает развитие принципов театра А. Вампилова, сумевшего на уровне быта отразить драму социального застоя. В ее пьесах, как и в произведениях А. Вампилова, при отсутствии прямой назидательности, морализаторства, при наличии нескольких точек зрения на происходящее, сильны элементы ... Читать далее...
- Авторская позиция в вопросе диалога отцов и детей1. Споры после выхода романа. 2. Авторское понимание сути конфликта между поколениями. 3. Проблема отцов и детей в русской литературе XIX века. 4. Смысл произведения. …Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя… А. С. Грибоедов От замысла до написания, а затем опубликования И. С. Тургеневым романа «Отцы и дети» прошло менее двух ... Читать далее...
- На тему: Катерина — луч света в темном царстве в пьесе Гроза, ОстровскийКатерина — луч света в темном царстве Из под пера знаменитого драматурга 19 века Александра Николаевича Островского вышло множество пьес, в которых обрисовывался мир купечества. В основном этот мир населен властолюбивыми, невежественными людьми, от деспотизма которых, в первую очередь, страдают родные и близкие. В 1859 году критик Николай Александрович Добролюбов, впечатленный пьесами Островского, написал статью ... Читать далее...
- Каков исход столкновения земного и возвышенного по пьесе ГрозаВ пьесе «Гроза» заложены две основные мысли А. Н. Островского: мощное отрицание гнета «темного царства» и появление положительного начала. В любой драме изначально заложен конфликт — противоречие, развивающее сюжет. Он проявляется во всех событиях, в столкновениях страстей и характеров. Каков же главный конфликт «Грозы»? Противоречие между самодурством купечества и униженностью жителей Калинова нельзя характеризовать как ... Читать далее...
- Авторская позиция и способы ее выражения в повести «Собачье сердце» Булгакова М. АМихаил Афанасьевич Булгаков — один из величайших русских писателей, сатириков, талант которого, что называется, был дан от бога. Кроме того, он был великий философ и мудрец. Все его произведения буквально пронизаны глубочайшим философским смыслом, который, к великому сожалению, не был понят его современниками. Повести же Булгакова это предмет особого разговора. Вместе взятые, они ничуть не ... Читать далее...
- На тему: Kакие темы поднимает Островский в пьесе «Гроза»?Kакие темы поднимает Островский в пьесе «Гроза»? Пьеса «Гроза» написана Островским в 1859 году и тогда же с успехом она была поставлена на столичных сценах. Пьеса драматурга, не утратив своей актуальности, идет во многих современных театрах всего мира. Значит, это произведения до сих пор способно вызывать интерес у зрителей и читателей. Значит, темы, которые поднял ... Читать далее...
- Баллады А. К. Толстого «Илья Муромец», «Правда», «Курган». Народные идеалы и авторская позиция в балладахБаллады А. К. Толстого «Илья Муромец», «Правда», «Курган». Народные идеалы и авторская позиция в балладах Баллады А. К. Толстого «Илья Муромец», «Правда», «Курган». Народные идеалы и авторская позиция в балладах 1. Образ народного героя в балладе «Илья Муромец». 2. Философские проблемы истины и фанатизма в балладе «Правда». 3. Размышления о бренности земной славы в балладе ... Читать далее...
Как авторская позиция проявляется в финале по пьесе Гроза