Как изображается народ в поэме «Железная дорога»?

Н. А. Некрасов написал поэму «Железная дорога» в 1864 году. Тема поэмы — изображение народной жизни, идея — гневное возмущение автора бесчеловечными условиями жизни народа. Сюжет произведения прост: по Николаевской железной дороге едут пассажиры, среди них важный генерал, его маленький сын Ваня и автор-рассказчик. Поэма представляет собой разговор Вани с автором, толчком к которому стал вопрос мальчика, данный как эпиграф: «Кто построил эту железную дорогу?». Ответ отца-генерала был такой: «Граф Петр Андреевич Клейнмихель».

Упомянутый

граф имел скандальную славу на всю Россию. Сначала он был адъютантом у Аракчеева, потом — у самого царя, попутно имел чин генерала при Главном штабе и управлял военными поселениями, которые составили позорную страницу в истории России. Автор-рассказчик возражает папаше: дорогу построил не граф Клейнмихель, он был директором акционерного общества, занимающегося строительством первой в России протяженной железной дороги, и прославился на этом посту колоссальными взятками и злоупотреблениями. По мнению рассказчика, Николаевскую «железку» построили простые русские мужики, которых согнал на строительство
«царь-голод» . Бюрократической точке зрения, которую высказывает папаша, автор-рассказчик противопоставляет народническую точку зрения.

Она родилась в противовес бюрократической, так как сторонники последней презрительно относились к труду рабочих, считая их безмозглы ми пьяницами. Однако обе точки зрения односторонни: конечно, Николаевскую железную дорогу построил не проворовавшийся граф, но и не только безграмотный мужик с лопатой. Очевидно, это сложное строительство — дело ума и рук множества людей: рабочих, инженеров различного профиля, геодезистов, подрядчиков и т. д. Рассказчик рисует картину тяжелого труда строителей, которые тысячами умирали от голода, болезней, непосильной работы Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то все косточки русские… Сколько их!

Ванечка, знаешь ли ты? Рабочие, не имея никаких инструментов, кроме лопат, топоров и кувалд, осушали болота, сооружали железнодорожную насыпь, практически голыми руками укладывали шпалы и рельсы. В своем воображении рассказчик оживляет умерших на строительстве мужиков, которые обращаются к Ване: Братья!

Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено… Все ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно? Автор обращает внимание мальчика на трудолюбие, добросовестность, терпение народа, благодаря которым появилась эта железная дорога: Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять…

Благослови же работу народную И научись мужика уважать. Поводом для нового поворота в разговоре автора и Вани послужило строгое замечание папаши-генерала: автор, по мнению генерала, уж очень восхваляет народ, а на самом деле творческим талантом обладают единицы — избранные мастера, возвышающиеся над толпой: Ваш славянин, англосакс и германец Не создавать — разрушать мастера, Варвары! дикое скопище пьяниц!.. Папаша заявляет это, с комфортом путешествуя по железной дороге, которую построили эти самые презренные пьяницы! Далее он требует, чтобы рассказчик перестал пугать мальчика мертвецами и изобразил какую-нибудь «светлую» картину.

Так за гимном народному труду Некрасов помещает приятную для папаши, но грустную для рассказчика картину, которая показывает покорность, забитость мужиков-строителей. Толстый, красный подрядчик приезжает расплачиваться с рабочими. После его расчета получается, что мужики ничего не заработали, так как хозяин вычел из зарплаты «прогульные» и «больные» дни. Строители только чешут затылки, но когда купчина «для-ради праздника» дарит им бочку вина, все радостно кричат «ура!»: Кто-то «ура» закричал. Подхватили Громче, дружнее, протяжнее…

Глядь: С песней десятники бочку катили… Тут и ленивый не мог устоять! Мало того, благодарные мужики, забыв, что их только что бессовестно обманули с жалованием, сами впрягаются в телегу и мчат купца по дороге.

Эта картинка очень напоминает знаменитый финал «Мертвых душ» — птицу-тройку, что бойко и необгонимо несется вдаль; только у Некрасова птица-тройка дана как карикатура на боговдохновенную Русь Гоголя. Итак, Некрасов написал поэму «Железная дорога» в самый разгар крестьянских волнений, происходивших накануне и сразу после от мены крепостного права. Эти беспорядки, с одной стороны, подтолкнули давно назревшую реформу 1861 года, а с другой стороны, привлекли внимание общества к положению и настроению народа. Революционные демократы хотели представить русских мужиков стихийными революционерами, что было далеко от правды.

Однако нет правды и в помещичьем взгляде на мужиков, будто они дикие варвары, безмозглая толпа. Некрасов, изображая народ, демонстрирует более трезвый взгляд: народ способен на великие дела, но одновременно покорен, темен, совершенно неразвит, он смиренно работает и безропотно переносит не только объективные трудности, но и обиды от хозяев и чиновников. Горькая ирония автора отразилась в «светлой» картине народного «праздника» с бочкой вина от вора-подрядчика.




Как изображается народ в поэме «Железная дорога»?