Как изображается русский характер в рассказе «Русский характер»?

В рассказе «Русский характер» А. Н. Толстой описал эпизод Великой Отечественной войны, когда до победы оставался еще целый год, причем автор изобразил даже не военный подвиг танкиста Егора Дремова, а семейные обстоятельства героя — взаимоотношения его с родителями и невестой. Русский характер в рассказе складывается из отдельных черт характеров всех героев, главных и второстепенных. Главным героем является Егор Дремов, командир танка, получивший тяжелые ожоги в бою на Курской дуге.

Его спасает из горящего танка водитель, который

сам был ранен, но вытащил командира, потерявшего сознание. Таким образом, водитель танка Чувилев в опасный момент думает не только о собственной жизни, но, рискуя собой, спасает боевого товарища. В его совестливости можно видеть черту характера, которая высоко ценится русскими. Егор Дремов проявляет русский характер и в бою, и особенно в отношениях с родителями и невестой.

Приехав домой в отпуск после ранения, он пожалел своих старых родителей, побоялся огорчить их. Егору казалось, что его безобразное лицо испугает их: ведь оно стало безжизненной маской, и только глаза остались прежними. Таким образом, в характере

главного героя проявились скромность, сдержанность, даже жертвенность, которые ценят русские люди: настоящий человек меньше всего заботится о себе, но прежде всего думает о своих близких, об их счастье. Егор Дремов ошибался, думая, что щадит своих родителей, когда не признается, что он их сын. Его родители счастливы уже тем, что их сын жив — ведь все вокруг получают с фронта «похоронки».

Егор Егоровичи Мария Поликарповна любят своего сына не за внешность, а потому, что он — сын. Конечно, старики гордятся, что их Егор — герой, но прежде всего ценят в нем не красоту, а мужество и честность. Здесь проявляется еще одна черта русского характера — главное внимание уделяется не внешности, а душевным качествам. Ведь обожженное лицо солдата свидетельствует, что он участвовал в страшных боях и не щадил себя, защищая Родину.

Такой человек вызывает у русских уважение и восхищение, несмотря на внешнее уродство. Поэтому отец Егор Егорович считает, что таким лицом, какое было у приезжавшего к ним фронтовика, «надо гордиться». Эту мысль формулирует старший Дремов — сам русский человек.

Русским характером обладает и мать героя. Мария Поликарповна узнала своего сына, хотя его лицо изменилось после операций до неузнаваемости. Она сердцем, каким-то шестым чувством, угадала, что у нее в доме гостил сын, и проявила необыкновенную чуткость, столь дорогую для русского сердца.

Поскольку русский человек обычно сдержан в проявлениях своих чувств, постольку очень важными качествами становятся внимание и наблюдательность окружающих, которые сами должны догадываться о переживаниях близкого человека. Очень хорошо, если друзья и родственники понимают друг друга без слов. В Кате Малышевой — невесте Егора Дремова также раскрывается русский характер: в женщине русские ценят верность и преданность, что и демонстрирует героиня, которая дважды заявляет Егору, что будет ждать его с войны и верно любить. А ведь Катя — невеста главного героя, а не жена, то есть пока связана с Егором только словом.

Иван Сударев — друг Егора и доброжелательный рассказчик — сам обладает русским характером, рассудительным, сдержанным, вдумчивым. Он оценивает поступки всех героев, появляющихся в маленькой истории, и отмечает разные грани русского характера в каждом персонаже. Таким образом, Толстой создает русский характер, объединяя черты разных героев, и, благодаря этому приему, представляет образ русского человека полным, разносторонним и обобщенно-возвышенным.

Такое изображение национального характера отличает рассказ Толстого от произведений других советских авторов, писавших о войне. Например, А. Т. Твардовский в поэме «Василий Теркин» сосредоточивает черты русского характера в одном главном герое. По художественным принципам — конфликт между хорошим и лучшим и назидательность — «Русский характер» следует отнести к ведущему направлению советской литературы — социалистическому реализму. В рассказе конфликт между Егором Дремовым и его родными надуман, ибо существует только в голове скромного главного героя, а на самом деле, персонажи рассказа — один другого лучше и благороднее. Назидательность «Русского характера» выразилась в том, что через Ивана Сударева, который оценивает в произведении всех действующих лиц, писатель поучает: именно так, как Егор Дремов, должен вести себя советский солдат; именно так, как его родители и невеста, должны поступать родственники солдата.

В конце рассказа автор подсказывает читателю, как правильно понимать идею произведения: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила — человеческая красота». Итак, история о Егоре Дремове закончилась счастливо. Иного финала и не могло быть, учитывая, что все ее герои обладают благородными характерами.

Во время страшной войны такая история становится необходимой: она дает надежду, спасает от отчаяния, и поэтому «Русский характер», можно сказать, отражает восприятие военной эпохи и в этом смысле становится памятником эпохи. Но бесконфликтные истории со счастливым финалом если и встречаются в реальной жизни, то только как исключения. А как обычно происходит встреча солдата и его семьи?

Помня о миллионах советских людей, погибших на фронтах и в оккупации, скорее можно ожидать трагических свиданий. В стихотворении М. В. Исаковского «Враги сожгли родную хату» изображается возвращение солдата-победителя на родное пепелище: все его близкие погибли во время немецкой оккупации, долгожданная встреча с родственниками превратилась в поминки на могиле жены. Другую трагическую ситуацию описывает М. А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» . Вернувшись в родной город после фашистского плена. Андрей Соколов узнает, что в его дом, когда там находились жена и две дочери-подростки, попала немецкая бомба. В результате любимые родственники главного героя не имеют даже могил — на месте дома воронка с ржавой водой.

Подравнять целую нацию под один, даже правильный образец невозможно. Драматический вариант встречи солдата с семьей представлен в рассказе А. П. Платонова «Возвращение» . Капитан Алексей Алексеевич Иванов после победы приезжает в родной город, где его ждут жена Люба, одиннадцати летний сын Петрушка и пятилетняя дочь Настя. В первый же вечер за ужином воин-победитель требует у жены отчета, как она жила без него.

Писатель не рассказывает об Иванове на фронте, хотя его ордена и медали свидетельствуют о боевых подвигах. Зато автор подробно описывает жизнь семьи Ивановых в тылу: Люба все четыре года войны работала на кирпичном заводе, заботилась о двух маленьких детях, постоянно тревожилась за мужа на фронте и, чтобы отвлечься от повседневной тоски, один раз поддалась на нежности какого-то профсоюзного инструктора. Этого капитан Иванов простить жене не может, хотя себе подобные вольности прощает легко: он сам пару дней назад по пути домой задержался в гостях у знакомой фронтовички Маши.

Финал истории о Егоре Дремове заранее предрешен, учитывая прекрасные русские характеры всех персонажей в этом рассказе. А как поступит неидеальный платоновский герой? Возмущенный и обиженный признанием Любы, Алексей на следующее утро хочет уехать к Маше, но, увидев из окна вагона бегущих к поезду своих детей Петрушку и Настю, вдруг смягчается душой и сходит с поезда: вчера он оценивал свои семейные обстоятельства с точки зрения «самолюбия и собственного интереса», а сейчас понял их «обнажившимся сердцем». Никакого поучения в рассказе Платонова нет, а счастливый конец объясняется не образцовым благородством Иванова, а чувствами нормального человека — любовью к своей семье.

Поэтому рассказ «Возвращение» ближе к жизни, чем «Русский характер»: платоновский рассказ показывает реальный мир таким сложным, каков он и есть, а не таким правильным, каков он должен быть, по мнению писателя А. Н. Толстого.




Как изображается русский характер в рассказе «Русский характер»?