Как Пушкин представлял себе назначение поэта

Как Пушкин представлял себе назначение поэта и поэзии

Пушкин-необычное явление в русской литературе. Вот как оценивает творчество Пушкина Белинский: «Это был… не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех времен и народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная. » Литературное наследие Пушкина очень велико. Александр Сергеевич много говорил о русских поэтах, творчество которых вдохновляло его, а сами они одобрили Пушкина «приветливым вниманием «Современники Пушкина Дельвиг, Языков отмечали,

что в поэзии их счастье, жизнь и любовь.

Вот так и Пушкин рано начал задумываться о своем назначении.

Положение поэта в современной ему действительности было очень сложно: свободолюбивых и правдивых поэтов преследовали, а царских превозносили, потому что они восхваляли и всю его родовитую знать. В стихотворении «Эхо» Пушкин пишет, обращаясь к поэту:

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

Этим он хочет сказать, что сердце свободного поэта откликается на все случившееся. Но в конце стихотворения Пушкин пишет:

Тебе ж нет отзыва…

Нотки горести и грусти звучат в

этих словах. Здесь Пушкин хочет сказать, что поэт отзывается на все случившееся, но не находит отклика в сердцах других.

Пушкин считал, что поэзия существует не для избранных, а для всех. Поет прежде всего должен служить всем людям. Эти мысли звучат в стихотворении «Порок».

О чем оно? О перерождении поэта. Поэт, томимый духовной жаждою, превращается во всеведующего пророка. Вот так Пушкин описывает превращение:

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он…

Моих ушей коснулся он.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословый, и лукавый.

И жало мудрыя змеи…

И он мне грудь рассек мечем

И сердце трепетное вынул.

Что произошло после «прикосновения шестикрылого серафима» к поэту? У поэта появилась острота зрения: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы.

Появилось умение видеть жизнь во всем ее многообразии:

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Поэт стал мудрым:

И жало мудрыя змеи

В уста замерзшие мои

Вложил десницею кровавой.

Вместо человеческого трепетного сердца у поэта теперь «угль, пылающий огнем». Сначала поэт не понимал своего назначения: он не знал, о чем писать, для кого писать, с какой целью писать:

Духовной жаждою томим

В пустыне мрачной я влачился…

«Шестикрылый серафим» изменил в нем все: зрение, слух, сердце, но он не сделал еще из него поэта:

Как труп в пустыне я лежал…

Но потом свершилось чудо: поэт стал пророком. Теперь он все видит, все слышит, все знает, он правдив, справедлив и живет для народа. Его слово будет жечь сердца людей:

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань пророк и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей. «

Таким образом, в стихотворении «ПРОРОК» поэт выразил свои мысли о назначении поэта и поэзии.

Пропасть между поэзией и жизнью растет в представлении Пушкина. В его стихах мы видим противопоставление света общества поэту, Который является носителем высоких идеалов. Эти идеалы обществу недоступны. Об этом Пушкин говорит в стихотворении «ПОЭТ»:

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы.

В стихотворении «ПОЭТ», откуда взяты эти строки, содержится изображение конкретной действительности. Пушкина насильно тянули в «забавы мира». Сытый, надушенный, этот мир был сборищем злодеев и сплетников. А поэзию ценили или молодые вертопрахи, или бездарное дворянство.

Они были слишком утомлены трудами и слишком осторожны, чтобы изливать свои мысли о поэзии.

Толпа требует, чтобы поэт давал уроки ближнему, а сами учат его пресмыкаться, безразлично относиться к людям. Эта публика выступает в роли ценительницы произведений Пушкина, поэт ненавидел ее:

Несносен мне твой ропот дерзкий

Ты червь земли, не сын небес…

Сколько негодования, презрения звучит в стихотворении «ПОЭТ И ТОЛПА»!

Мы малодушны, мы коварны,

Бесстыдны, злы, неблагодарны,

Мы сердцем хладные скопцы,

Клеветники, рабы, глупцы

Гнездятся клубом в нас пороки…

Каждое слово-проклятье, каждое слово-пощечина. Пушкин создавал бессмертные вещи, а о нем писали — «совершенное падение». Ничего другого не оставалось Александру Сергеевичу, как провозгласить в стихотворении «ПОЭТУ»:

Поэт, не дорожи любовию народной,

Восторженных похвал пройдет минутный шум:

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Поэт мечтает много для себя, а печатает стихи по неволе, для денег: Пушкину не хочется являться перед публикой, которая его не понимает:

Ты царь: живи один.

Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум…

И только перед самой смертью, в «Памятнике» Пушкин с гордостью и удовлетворением предвидит, что к поэзии его «не зарастет народная тропа». Пушкин радуется, что он будет бессмертен. Права на бессмертие он видит в своих стихах и в человеческих качествах, которыми он обладал.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал…

Такими достоинствами мог гордиться не только Пушкин, но и любой другой человек. Пушкин уверен, что народ сохранит его в своей памяти, о чем искренне пишет в стихотворении. Дальше Пушкин говорит о более серьезной заслуге: «… чувства добрые я лирой пробуждал… «. «Чувства добрые» — это уважение к человеку. В стихотворении очень важна мысль о свободе: «В мой жестокий век восславил я свободу».

Народ задавлен и порабощен. Стихотворение «Памятник» оканчивается четверостишием, отражающим взгляд поэта на искусство. Искусство, по мнению поэта, — нечто независимое от земных интересов:

Веленью божию, о муза будь послушна,

Обиды не страшись, не требуя венца:

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца.

Пушкин создал стихи, обращенные к народу. И в тоже время Пушкин полагал, что писать надо, слушаясь только веления божьего и только для себя. Между всеми рассмотренными стихотворениями есть тесная связь. Их объединяет одна тема — тема поэта и поэзии. Поэзия — очень мудрое, трудное дело, оно непосильно непосвященному в тайны поэтического искусства.

Поэт — это не порок, которому дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит и не понимает обычный человек. Назначение поэзии «глаголом жечь сердца людей», то есть поэзия существует не для избранных; она имеет высокое общественное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.




Как Пушкин представлял себе назначение поэта