Как раскрывается в романе Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?
Как раскрывается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?
Татьяна Ларина — первый в русской литературе реалистический женский образ, «милый идеал» поэта. Миросозерцание героини, ее характер, душевный склад — все это раскрыто в романе очень подробно. Это натура цельная, незаурядная, исключительная, с истинно русской душой, с сильным характером и духом.
Характер ее остается неизменным на протяжении всего романа. «Портрет ее в детстве, так мастерски написанный поэтом, является только развившимся,
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой…
Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не была участницей шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. В душе ее не было места рациональности, фальши, холодности, натура ее была глубока, поэтична, мечтательна. И это, безусловно, черты русского человека.
Татьяна понимает «тайный язык» природы, единственными друзьями ее становятся
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозной,
И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
Раскрывая внутренний мир Татьяны, поэт использует сравнения, эпитеты.
Эта глубинная связь героини с природой сохраняется на протяжении всего повествования. Татьяна живет по законам природы, в полном согласии со своими природными ритмами. Поэт говорит об этом, используя развернутое метафорическое сравнение. «Пора пришла, она влюбилась. Так в землю падшее зерно Весны огнем оживлено».
И общение героини с няней, вера «преданьям простонародной старины», снам, гаданьям, приметам и суевериям — все это только усиливает эту таинственную связь в природой. Отношение к природе у Татьяны сродни древнему язычеству, в героине как будто оживает память ее далеких предков, память рода. «Татьяна — вся родная, вся из русской земли, из русской природы, загадочная, темная и глубокая, как русская сказка… Душа ее проста, как душа русского народа.
Татьяна из того сумеречного, древнего мира, где родились Жар-птица, Иван-Царевич, Баба — Яга…», — писал Д. Мережковский.
В формировании внутреннего мира героини большую роль сыграло и ее увлечение модными романами. Сама любовь ее к Онегину проявляется «по-книжному», она присваивает себе «чужой восторг, чужую грусть». Однако постепенно она начинает открывать для себя внутренний мир Онегина. И в финале он уже не является для нее загадкой, «пародией».
И хотя она по-прежнему любит Онегина, однако теперь счастье героев невозможно: Татьяна замужем, и узы брака для нее священны. Она не может причинить боль своему мужу, цельность натуры ее не позволяет ей пойти на легкомысленную интригу. И это тоже чисто русская черта.
Автору очень симпатична его героиня. Рассказывая о чувствах и поступках Татьяны, сравнивая ее со светскими кокетками, он неоднократно заступается за нее перед читателем. «Я так люблю Татьяну милую мою», — замечает Пушкин. И прежде всего поэта привлекает именно «русская душа» Татьяны, глубина ее натуры, эмоциональность.
Отметим, что в этой невозможности соединения героев у Пушкина был заложен глубокий, символический подтекст. Онегин — герой «культуры», западноевропейской цивилизации. Татьяна — дитя природы, воплощающее собой саму суть русской души.
Природа и культура в романе не совместимы — они трагически разъединены.
Как раскрывается в романе Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?