Как решается в романе М. Булгакова «Мастер и Маргари­та» проблема воздаяния за добро и зло?

В чем состоит художественное своеобразие романа М. Булга­кова «Белая гвардия»?

Художественное своеобразие романа «Белая гвардия» состоит в сочетании исторического и автобиографического начал, семей­ного романа и исторической хроники; сочетании разных планов — обобщения и детализации; символика образов Дома и Города; летописное начало; сквозные библейские мотивы; многознач­ность мотивов метели, вьюги; символика детали — лампа под абажуром, кремовые шторы; лейтмотивы.

В чем заключается смысл эпиграфа к роману

М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Эпиграф романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» — взят из «Фауста» Гете. Он показывает роль Воланда в философ­ской системе романа. Воланд наказывает тех, кто заслужил нака­зание за свои проступки. Только суду дьявола и может быть отда­на та система, которая не подчиняется нравственному суду.

Будучи злой силой, Воланд объективно творит добро.

Каковы особенности композиции романа М. Булгакова «Мас­тер и Маргарита»?

Роман «Мастер и Маргарита» — роман в романе. В роман

М. Бул­гакова вписан роман об Иешуа и Пилате, написанный Мастером. События разворачиваются в трех пространственно-временных пла­нах.

Настоящее время действия — четыре дня Страстной недели 1929 года в Москве. Здесь даны как драматические эпизоды творче­ства и любви Мастера и Маргариты, так и сатирические сцены московской жизни. Историческое, библейское время включает со­бытия, происходящие в Ершалаиме: допрос Пилатом Иешуа, суд и казнь Иешуа.

Фантастический план раздвигает время и простран­ство в бесконечность; сюда включаются похождения Воланда и его свиты в Москве и уход в бесконечность героев романа. Во всех трех мирах существуют похожие по функциям герои и события.

С чем связана сатирическая линия романа М. Булгакова «Мас­тер и Маргарита»?

Сатирический план романа связан с изображением Москвы конца 1920-х — начала 30-х годов. Писатель выставляет напоказ бюрократизм, жадность, пошлость, воровство москвичей, давая их в гротескном виде. Сатира почти везде связана с действиями Воланда и его свиты, разоблачающих не­достатки и в людях, и в государстве.

Как решается в романе М. Булгакова «Мастер и Маргари­та» проблема воздаяния за добро и зло?

М. Булгаков не видел в современной ему действительности силы, которая наказала бы зло и вознаградила добродетель. По­этому функцию воздаяния он возлагает на нереальную дьяволь­скую силу — Воланда. Воланд воздает по заслугам и преступлени­ям.

Берлиоз наказан отрезанием головы, Иван Бездомный — су­масшествием, Пилат — бессмертием, что страшнее смерти.

Каков нравственно-философский смысл сцены разговора Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри в романе М. Булгакова «Мас­тер и Маргарита»?

Разговор Иешуа и Пилата предстает как драма идей. Иешуа — физически слабый, но внутренне свободный человек, убежден­ный в идее добра. Всадник Золотое Копье Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи,- лично храбрый воин. Но он испытывает страх перед властью. Духовно несвободный, он оказывается трусом перед кесарем.

М. Булгаков самым страшным человеческим пороком считал именно трусость, из которой вырастает предательство, убийство.

В чем сила и в чем слабость проповеди Иешуа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Сила проповеди Иешуа — в убежденности в существовании идеала. Иешуа выступает как выразитель чистой идеи добра и веры. Но его проповедь не подкреплена конкретным действием.

Идея добра оказывается слабой в житейской практике.

Почему Мастер награжден покоем, а не светом как выс­шей наградой?

Мастер награжден не светом, а покоем, тем, что так важно для творчества и чего ему все время не хвата­ло в жизни. М. Булгаков следует мировой традиции, рассматри­вающей покой как одну из высших человеческих ценностей.




Как решается в романе М. Булгакова «Мастер и Маргари­та» проблема воздаяния за добро и зло?