Как сочетаются в характере Ильи Ильича Обломова «нравственное, рабство» и «голубиная нежность»?

1. Обломов — один из самых поэтичных образов. 2. Особенности идейного изображения характера героя. 3. Образ Обломова как отображение русского национального характера.

4. Отношение к герою. Роман «Обломов» И. А. Гончарова, входящий в трилогию так называемых три «О» — «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», на мой взгляд, самое яркое произведение писателя.

Более того, образ Ильи Ильича Обломова — один из самых поэтичных, трогательных и трагичных в русской литературе, несмотря на юмористичность в его изображении.

Эта поэтичность образа главного героя очень ярко передана в экранизации романа «Обломов» известного режиссера Н. С. Михалкова. Ему очень точно удалось передать обстановку Обломовки и ее обитателей. Ведь когда появился роман, критики демократического направления подчеркивали приспособленческий характер образа жизни Обломова.

Несомненно, эта мысль заложена автором, но смысл романа «Обломов» и образа главного героя гораздо глубже. И. А. Гончаров не только стремился в чистом виде показать одну из отрицательных черт натуры русского человека. Он хотел показать и то положительное начало, которое в

нем все-таки еще есть и которое утрачивается безвозвратно.

А именно: лиричность и величавость красоту русской природы, которая благотворно влияет на человека, дает ему душевную красоту, степенность, доброту, светлый взгляд на мир. В романе очень подробно повествуется о том, как рос Илюша дома в Обломовке, в какой нежной, доброй, но совершенно тепличной и изолированной обстановке. Можно было бы сказать, что это и есть «нравственное болото», но при этом оно чрезвычайно опоэтизировано, в этих описаниях — тоска по сказочному существованию, по тому спокойному размеренному деревенскому укладу, где люди предоставлены самим себе, они не следуют принципу «и жить торопится, и чувствовать спешит», потому и сохраняют цельность натуры, духовное и душевное равновесие.

Оборотная сторона этого — замкнутость, апатия, лень и, как следствие, деградация личности. Причем, атмосфера Обломовки действует не только на Илью Ильича, которого воспитывают, как барчука, но и на его слугу Захара, который, впрочем, ведет себя часто не как слуга, а как хозяин и беспрестанно спорит с Обломовым.

Главное в Обломовке не воспитание трудолюбия, самостоятельности. Здесь живут другие ценности — хозяева с обеда идущего дня определяют, что готовить на обед и ужин завтра, вдоволь спят, когда захочется. В нескольких предложениях Гончаров описывает эту картину: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти.

Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады».

Такое отношение к жизни остается у Обломова и в дальнейшем — праздность, покой и мечта. Его жизненный идеал выражается в простой формуле: «спит безмятежно человек». Преобладающее настроение в его мыслях: «вот хорошо бы было, если…».

Невозможность соединить два противоположных начала — деловую хватку, рациональность мышления — с тонкой душевной организацией. В этом Гончаров как художник и мыслитель видит драму героя. В романе звучит тоска по необретенному идеалу и немой вопрос, почему нравственно чистые, искренние люди с доброй открытой душой и сердцем прозябают и не могут найти свое место в жизни.

Обломов добр, совестлив, чистосердечен, искренен. Он обладает, по мнению писателя, самым ценным, что есть у человека, что «дороже всякого ума», чистым, верным, умеющим чувствовать и любить сердцем. Как светло автор говорит о нем: «Душа так открыто и ясно светилась в глазах, улыбке, движении головы, рук его». Но при этом лежание на диване заменило ему все стремления к совершенствованию, движению вперед.

Его объедают, разоряют крепостные, а он все терпит безмолвно.

В чем смысл жизни Обломова? Гончаров так отвечает в романе на этот вопрос: герой «тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

У Н. В. Гоголя в «Мертвых душах» есть такая фраза — «…нет житья русскому человеку, все немцы мешают, да русские помещики шкуру дерут».

Другую крайность в романе олицетворяет собой приятель Обломова — Штольц. И не случайно, автор делает его по крови частично немцем. Как сам признавался Гончаров, именно в Штольце он стремился соединить российскую мечтательность и цельность с немецким трудолюбием, расчетливостью, порядком пунктуальностью.

Но, несмотря на всю его энергию и деловитость, не получилось из Штольца положительного героя. В Штольце ум преобладает над сердцем. Он человек дела, но цель его деятельности — стремление к личному комфорту и благополучию. Для героев русской литературы это слишком мелкие стремления. На большее, великое, с его душевным потенциалом был бы способен Илья Ильич как истинно русский характер, но он уже не может справиться с собой.

При этом Обломов все понимает, страдает, мучается оттого, что в нем «закрыто, как в могиле, светлое и доброе начало». Кто-то из великих сказал: «любовь и голод правят миром». Так и Илья Ильич получает шанс начать новую жизнь с Ольгой Ильинской, которая увлекается его искренностью и чистотой, видит в нем все положительные стороны, которые ей импонируют.

Но даже любовь — одно из самых сильных чувств — выводит его из пассивного состояния лишь на время.

Н. А. Добролюбов, называя Обломова «коренным народным нашим типом», отмечал: «Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура. Но гнусная привычка получать удовольствие не от собственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-то границу…

Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, кто из них более подчиняется власти другого…».

Как писатель-демократ Добролюбов делает упор на осуждении «нравственного рабства» героя. На мой взгляд, автор и осуждает героя, и сочувствует ему. Поэтому в своем романе Гончарову удается удивительным образом соединить юмор, лирику и грусть. Подводя итог вышеперечисленным размышлениям и отвечая на вопрос, как сочетаются в характере Ильи Ильича Обломова «нравственное рабство» и «голубиная нежность», нужно отметить, что и то, и другое не мешают друг другу уживаться в характере Ильи Ильича. Напротив, человек добрый, душевный, с нежной душой более склонен к рефлексии, размышлениям, а значит, менее деловит.

Напротив, человек, который «делает дело», часто резок, поверхностен, равнодушен и менее думает о нравственной стороне своей натуры. Как отмечали многие русские философы и писатели, вот именно в таком отсутствии гармонии отражается русский национальный характер, получивший свое воплощение в образе Обломова. Не случайно слова Н. А. Добролюбова, вынесены в эпиграф к сочинению: «мы еще по-прежнему Обломовы.

Обломовщина никогда не оставляла нас». Они свидетельствуют о том, что И. А. Гончарову удалось очень точно подметить и описать эту черту нашего национального характера, в той или иной степени присущую каждому русскому человеку.




Как сочетаются в характере Ильи Ильича Обломова «нравственное, рабство» и «голубиная нежность»?