Многие поэты Серебряного века почитали Тютчева своим кумиром и поэтическим наставником, мотивы его лирики нередко звучат в их поэзии. Как связаны имена Ф. И. Тютчева и Вяч.
Иванова?
В одной из своих поздних статей Вяч. Иванов подчеркивает роль Тютчева в развитии символизма в России. Его наследие, как и творчество Достоевского, представляет собой, по словам теоретика и практика русского символизма, отечественный клад «подлинного реалистического символизма».
Воздействие Тютчева на Вяч. Иванова было огромным. Не кажется преувеличением мнение С. Аверинцева, что «без Тютчева просто невозможна поэтическая дикция самого Вяч.
Иванова». Каноничность имени Тютчева и его поэзии для Иванова обнаруживает себя в многочисленных ссылках, в цитировании концептуально важных для символиста строк из Тютчева, в следовании за ним, в какой-то органической близости к нему. Это можно видеть в литературно-критических статьях Иванова, об этом ярко свидетельствует и его поэтическое творчество.
Из ранних статей Иванова, где упоминается и цитируется Тютчев, обращают — на себя внимание: «Поэт и чернь» и «Символика эстетических начал» . Первая статья посвящена поднятой Пушкиным проблеме взаимоотношения народа и художника, конфликту толпы и певца. «Тютчев, — пишет Иванов, — был у нас первою жертвой непоправимо свершившегося. Толпа не расслышала сладчайших звуков, углубленнейших молитв». Иванов ставит Тютчеву в заслугу «подвиг поэтического молчания». «Оттого, — пишет он далее, — так мало его стихов, и его немногие слова многозначительны и загадочны, как некие тайные знамения великой и несказанной музыки духа».
Здесь же, давая определение истинного символизма как искусства, главной чертой которого является мифотворчество, Иванов приводит из стихотворения «Эти бедные селенья…» слова Тютчева, в которых узнает себя христианская душа русского народа: «Удрученный ношей крестной, / Всю тебя, земля родная, / В рабском виде Царь небесный / Исходил, благословляя».
В статье «Символика эстетических начал» Иванов обращается к тем стихотворениям Тютчева, в которых находит подтверждение своим размышлениям о творческом процессе художника как «восхождении» и «нисхождении». Так, например, момент «восхождения», когда «совершается видимое изменение, претворение восходящего от земли и земле родного», он видит запечатленным в тютчевских строках о радуге и горе Монблан в стихотворении «Как неожиданно и ярко…»:
Она полнеба обхватила И в высоте — изнемогла.
А также в стихотворении «Утихла биза… Легче дышит…»:
А там, в торжественном покое,
Разоблаченная с утра,
Сияет Белая Гора,
Как откровенье неземное.
Как связаны имена Тютчева и Иванова?