Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?
В «Грозе» А. Н. Островский показал нравы купеческого семейства и положение в нем молодой женщины. Становление Катерины происходило в иной семье: в родительском доме царили забота и любовь, поэтому девушка обладала чистой мечтательной душой. В христианстве она видела высшую правду и красоту.
После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась. Тихон привел молодую жену в дом матери — купчихи Кабановой.
Марфа Игнатьевна, которую за глаза величали Кабанихой, была властной женщиной, держала в страхе всех домочадцев. Выросший
Катерина чувствовала себя одинокой, характер не позволял ей подстроиться под жестокие нравы, принять за правило ложь и притворство. Она искала хоть какой-то смысл в существовании в «темном царстве», но знакомство с племянником купца Дикого стало для нее роковым. Женщине казалось, Борис — единственный, кто понимает ее, разделяет ее стремления, однако днако мужчина оказался таким же безвольным, как и Тихон.
Зависимость от богатого дядюшки не позволяла ему проявить решительность, он советовал Катерине
Любовь к Борису замужняя женщина восприняла как несмываемый грех. Нравственная требовательность к себе не позволяла ей сохранить в тайне измену мужу, душа стремилась к чистоте и безупречности. Проблему покаяния автор показывает наиболее остро. Героиню терзают муки совести, она не в состоянии разлюбить Бориса, но чувство долга постоянно напоминает о себе.
Катерина казнит себя за малодушие, считает чувства к Борису греховными, ведь муж для жены — словно Бог для церкви.
Страдания Катерины доводят ее до отчаяния: опасаясь божьей кары, она бросается Тихону в ноги и прилюдно признается в своем падении. Сцену покаяния сопровождает разразившаяся гроза, которая несет очищение и одновременно предвещает трагедию. Жители Калинова дружно осудили падшую женщину, для них чистосердечное признание — лишь повод для сплетен.
Кабаниха с двойным усердием принимается тиранить невестку, а заодно и сына — «за неправильное обращение с женой».
Враждебность «темного царства», укор окружающих и муки совести подсказывают Катерине единственный выход — она бросается в волжский омут. «Гроза» — не является «трагедией любви», скорее это «трагедия совести». Страшный шаг героини — это акт отчаяния, поскольку в смерти она видит единственное избавление от земных мук, кажущимися ей страшнее ада.
Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?