Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?

В «Грозе» А. Н. Островский показал нравы купеческого семейства и положение в нем молодой женщины. Становление Катерины происходило в иной семье: в родительском доме царили забота и любовь, поэтому девушка обладала чистой мечтательной душой. В христианстве она видела высшую правду и красоту.

После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась. Тихон привел молодую жену в дом матери — купчихи Кабановой.

Марфа Игнатьевна, которую за глаза величали Кабанихой, была властной женщиной, держала в страхе всех домочадцев. Выросший

в такой атмосфере Тихон был полностью зависим от ее воли, не мог защитить жену от нападок деспотичной свекрови.

Катерина чувствовала себя одинокой, характер не позволял ей подстроиться под жестокие нравы, принять за правило ложь и притворство. Она искала хоть какой-то смысл в существовании в «темном царстве», но знакомство с племянником купца Дикого стало для нее роковым. Женщине казалось, Борис — единственный, кто понимает ее, разделяет ее стремления, однако днако мужчина оказался таким же безвольным, как и Тихон.

Зависимость от богатого дядюшки не позволяла ему проявить решительность, он советовал Катерине

покориться судьбе.

Любовь к Борису замужняя женщина восприняла как несмываемый грех. Нравственная требовательность к себе не позволяла ей сохранить в тайне измену мужу, душа стремилась к чистоте и безупречности. Проблему покаяния автор показывает наиболее остро. Героиню терзают муки совести, она не в состоянии разлюбить Бориса, но чувство долга постоянно напоминает о себе.

Катерина казнит себя за малодушие, считает чувства к Борису греховными, ведь муж для жены — словно Бог для церкви.

Страдания Катерины доводят ее до отчаяния: опасаясь божьей кары, она бросается Тихону в ноги и прилюдно признается в своем падении. Сцену покаяния сопровождает разразившаяся гроза, которая несет очищение и одновременно предвещает трагедию. Жители Калинова дружно осудили падшую женщину, для них чистосердечное признание — лишь повод для сплетен.

Кабаниха с двойным усердием принимается тиранить невестку, а заодно и сына — «за неправильное обращение с женой».

Враждебность «темного царства», укор окружающих и муки совести подсказывают Катерине единственный выход — она бросается в волжский омут. «Гроза» — не является «трагедией любви», скорее это «трагедия совести». Страшный шаг героини — это акт отчаяния, поскольку в смерти она видит единственное избавление от земных мук, кажущимися ей страшнее ада.




Как в драме А. Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?