Как в комедии Гоголя «Ревизор» звучит авторский «смех сквозь слезы»?
Как в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» звучит авторский «смех сквозь слезы»?
Положительный идеал Н. В. Гоголя в комедии «Ревизор» звучит во всем пафосе повествования, в структуре и стиле комедии, в авторском отношении к описываемому. И сам автор писал: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее.
Это честное, благородное лицо был — смех».
Гоголь задумывал «общественную» комедию в духе Аристофана,
Исследователи и критики отмечали оригинальность этого произведения — в нем отсутствовал любовный элемент, не было положительных героев. Но в пьесе этой видели острую социальную и моральную сатиру. И от этого она только выиграла.
Какие же приемы использует писатель?
Один из них — использование алогизмов,
Из всех этих фактов чиновники и Городничий делают вывод, что перед ними — ревизор. Здесь как раз мы видим использование такого алогизма.
Сатира Гоголя проявляется и в его обрисовке образов городских чиновников. И здесь, действительно, воплощен авторский смех «сквозь слезы». В городе царят беспорядки, кругом — воровство и произвол. Городничий берет взятки с купцов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназначенные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам.
На улицах города — «кабак, нечистота». Судья, занимающий эту должность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам Соломон не разрешит, что… правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяного супа он дает больным одну капусту.
Почтмейстер Шнекин вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, невысокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебрежительное отношение к народу — эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.
Для создания этих образов писатель использует различные художественные средства: авторские ремарки, письма, комические ситуации. Речь героев индивидуализирована. Так, Городничий часто употребляет канцеляризмы, просторечия, бранные слова, идиоматические выражения. Язык Сквозник-Дмухановского по-своему яркий, образный, в речи звучат порой иронические интонации.
Исследователи отмечали, что внутренняя пружина, скрепляющая и развивающая отношения героев, — это желание героев стать выше. Сквозник-Дмухановский прямо говорит зрителям о своей мечте, Хлестаков тоже хочет, по словам Гоголя, «сыграть роль чином выше своего собственного». И это единство Хлестакова и Городничего создает трагикомический гротеск пьесы, делает возможной исключительную ситуацию присутствия в городе лжеревизора.
Показательна в этом плане сцена вранья Хлестакова. Многие критики считают ее кульминационной, так как герой фактически подтвердил, что он — важный чиновник. Однако автор разоблачает своего персонажа одной маленькой ремаркой.
Заметив то, что его «завтра же произведут в фельдмаршалы», Хлестаков поскользнулся и «чуть-чуть не шлепнулся на пол». Так нам открывается авторская позиция: Н. В. Гоголь смеется над тем, что пустышку приняли за значительного человека.
Таким образом, авторская позиция проявляется в том, что в пьесе нет положительных героев. В комедии часто звучит смех, но критический, сатирический, обличительный пафос комедии — это грустный взгляд автора на российскую действительность, это смех «сквозь слезы».
Как в комедии Гоголя «Ревизор» звучит авторский «смех сквозь слезы»?