Как в поэзии М. Ю. Лермонтова раскрываются взаимоотношения человека и природы?

Прежде всего, о поэзии Лермонтова можно сказать, что это лирические размышления или поэзия рефлексии. Природа автором рассматривалась в роли чего-то космического. Лермонтов обращал свой взгляд за пределы пространства, видимого глазу, а не к красивым пейзажам окружающего мира. Поэтому совсем редко в его произведениях можно наблюдать появление природных реалий.

В них нет «белеющих берез», также как и «серебристого ландыша», или «темной аллеи».

Поэтические олицетворения, созданные поэтом, в себе несут потенциал символических

значений, что приводит к философским обобщениям. Лирическому персонажу приходиться уединяться с природой и даже целой Вселенной, что характеризует лирическую ситуацию, описанную в поэзии автора. Редко можно столкнуться с пейзажным фоном, проработанным детально, в поэзии Лермонтова.

Небу и звездам отведена роль наиболее устойчивых атрибутов внешнего мира и природной среды в лирике Лермонтова.

Здесь образы природы используются в качестве не только источника метафор и поэтических сравнений. Они наделены способностью к символическому замещению лирического героя, место которого за кадром, вне пространства,

изображаемого в произведении. Например, дубовому листку в стихотворении «Листок», сосне — в произведении «Сосна» или утесу — в поэме «Утес» отводится косвенная роль лирического «я». Это обусловлено возможностью проведения сквозных мотивов, которыми определен строй лирики.

На мотиве одиночества героя — универсальном мотиве в творчестве Лермонтова акцентируется во всех вышеуказанных произведениях.

Одновременно с этим, посредством образов природы Лермонтов в своей лирике воссоздает идеальный мир, который создан лирическим героем, уносящимся в него мечтой, воображением или памятью. «Как часто, пестрою толпою окружен…» — это стихотворение посвящено противопоставлению мира природы, знакомого герою с детства, пронизанному насквозь фальшью социуму — маскарадному, подложному. Запечатление подлинного облика Родины в поэзии Лермонтова осуществляется посредством природных реалий — «желтеющей нивы», «четы белеющих берез», «дымка спаленной жнивы».




Как в поэзии М. Ю. Лермонтова раскрываются взаимоотношения человека и природы?