«Шинелью» Н. В. Гоголь завершил цикл «Петербургских повестей». Эта произведение стало итоговым в размышлениях автора над проблемами чиновничье-бюрократического Петербурга. В «Шинели» писатель продолжает тему маленького человека, но наполняет произведение глубоким социальным и гуманистическим смыслом.
Судьба мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина выглядит историей гибели ограниченного человека под властью обстоятельств.
Бюрократизм доводит «вечного титулярного советника» до полнейшего отупления. Смысл его существования заключен в переписи казенных документов. Он исполнителен, старателен, но ничего иного ему не дано.
В его жизни нет даже мелких человеческих радостей, да и сослуживцы постоянно подтрунивают над незаметным и тихим сотрудником.
Башмачкин безынициативен и полностью лишен самостоятельности, он словно бездушная пишущая машинка. И все-таки у него появляется мечта — сшить новую шинель. Эта идея становится для Акакия «идеальной целью» и полностью захватывает его.
Он голодал, не жег по вечерам свечи — все ради скорейшего накопления денег и исполнения своей мечты. Печальным юмором звучат гоголевские слова о том, что грезящий обновкой Башмачкин «сделался как-то живее, даже тверже характером…»
В приземленных мечтаниях чиновника выражена огромная социальная ущемленность. При этом способность к переживанию чего-то идеального в герое все же остается. Человеческие потребности неистребимы даже при жесточайшем социальном унижении — именно в этом заключен гуманизм «Шинели».
Автор показывает, что даже в душе забитого и беспомощного человека теплится протест против рабского положения.
Важное место в повествовании Гоголь уделил «значительному лицу». В его образе как бы обобщена вся бюрократическая машина. При этом высокий чин тоже в некоторой степени жертва. Автор замечает, что тот был «в душе добрый», недурной и «неглупый» человек, однако «генеральский чин совершенно сбил его с толку». Все хорошее и доброе растворилось под солидным генеральским мундиром.
Исчезла душа, остался лишь чин, форма без содержания. А причина духовного оскудения «значительного лица» лежит все в той же бездушной бюрократической системе, безжалостно уродующей любого оказавшегося в ней человека.
Дайджест:
- Анализ повести Н. Гоголя «Шинель: образ «маленького человека»Тема повести «Шинель» Гоголя — рассказ о судьбе «маленького человека», то есть незначимой в обществе личности. Главный герой повести «Шинель» , чиновник Башмачкин, выглядит мизерной личностью, поскольку не имеет ни власти, ни денег, ни славы. Но «маленький человек» в действительности не является ничтожеством — это такой же человек, как и все. Он способен чувствовать, страдать, ... Читать далее...
- О повести Н. В. Гоголя «Шинель»В состав «Петербургских повестей» вошли следующие повести: «Невский проспект» «Портрет», «Записки сумасшедшего», а после — «Нос» и «Шинель». В повести «Шинель» Петербург предстает городом чиновников, исключительно деловым, в котором природа враждебна человеку. В статье учебника о героях повести «Шинель» рассказывается, что бедного чиновника грабители лишают дорогой для него шинели. Чиновника зовут Акакий Акакиевич Башмачкин, он ... Читать далее...
- Краткое содержание повести Шинель Гоголя Н. ВШИНЕЛЬ В одном петербургском департаменте служил чиновник по фамилии Башмачкин. Вида он был самого жалкого: низенького роста, лысоватый, рябоватый, морщинистый, бледный. Звали его Акакий Акакиевич. Имена во время крещения предлагали все какие-то нелепые: Дула или Варахасий. Мать решила: «Пусть уже ребеночек зовется, как отец!» Имя Акакий в переводе с греческого означает «беззлобный». В департаменте все ... Читать далее...
- В чем смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель»?Смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей. Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который после службы решил «заехать к одной знакомой ... Читать далее...
- Человеческие страдания в повести Гоголя «Шинель»Тема произведения «Шинель», — это человеческие страдания, которые заранее есть социально определенными, поскольку много что в жизни зависит от чина. Главный персонаж произведения — Акакий Акакиевич Башмачкин. Подчеркивая типичность жизненных судеб «маленьких людей», Гоголь нарочно дает нам неуверенные характеристики Акакия Акакиевича: в «одном департаменте», «один чиновник», «немного рябой», «немного рыжеватый» устроился на службу, и «этого ... Читать далее...
- Башмачкин несчастный или посмешище? по повести ШинельАвтор представляет читателю героя своей повести «Шинель» как «маленького человека»: занимающего совсем незначительную должность мелкого чиновника. Акакий Акакиевич Башмачкин — назвав так своего героя, Гоголь хотел показать всю его незначительность, кротость, безропотность. Описывая портрет Башмачкина, Автор три раза повторяет слово «несколько», подчеркивая его незавершенность, несовершенство. Акакий Акакиевич видит смысл жизни в переписывании бумаг. Но ему ... Читать далее...
- «Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Сочинения по литературе: «Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей. Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает ... Читать далее...
- На тему: «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» приглашает нас заглянуть в петербургский чиновничий мир, рисуя быт, образ мыслей, отношение к службе и характер развлечений «должностного сословия». Писатель ведет доверительное повествование от первого лица, называя себя «рассказчиком этой истории». Шаг за шагом он знакомит нас со своими персонажами: служащими департамента, портным Петровичем и его женой, будочником, «одним значительным ... Читать далее...
- На тему: Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Шинель»Николай Васильевич Гоголь — совершенно уникальный писатель, не похожий на других русских мастеров слова. В его творчестве много поразительного и удивительного: смешное переплетается с трагическим, фантастическое с реальным. Читая произведения Гоголя, с каждым разом убеждаешься в том, что основа его произведений — комическая. Это карнавальность, когда все надевают маски, проявляют непривычные свойства, меняются местами, и ... Читать далее...
- Образы чиновников в комедии Гоголя «Ревизор»Н. В. Гоголь писал о замысле своей комедии: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Это определило жанр произведения ─ социально‑политическая комедия. ... Читать далее...
- Краткое содержание повести Гоголя «Шинель»История, произошедшая с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, начинается с рассказа о его рождении и причудливом его именовании и переходит к повествованию о службе его в должности титулярного советника. Многие молодые чиновники, подсмеиваясь, чинят ему докуки, осыпают бумажками, толкают под руку, — и лишь когда вовсе невмоготу, он говорит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — голосом, ... Читать далее...
- Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что «совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего». Такое же впечатление производят обидчики мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести Гоголя «Шинель», из которой, по образному ... Читать далее...
- Сочинение: Образы чиновников в пьесе Гоголя «Ревизор»Представим небольшой уездный городок 30-х годов XIX века, который находится в центре России, но далеко от столицы: от него «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Гоголь сознательно не указывает точного местонахождения этого городка. В черновых вариантах писатель давал понять, что это Нежин, но во время работы над пьесой даже малейшие признаки ... Читать далее...
- ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»Повесть Гоголя «Шинель» принадлежит к циклу произведений под названием «Петербургские повести». Этот цикл является новым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему «маленького человека», поднятую Пушкиным в «Станционном смотрителе», Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического. Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, живым сочувствием писателя к ... Читать далее...
- Расскажите о судьбе «маленького человека» и общем значении этого определения в повести Николая Гоголя «Шинель»«Маленький человек» в литературе — определение довольно разных героев, которых объединяет то, что они занимают наиболее низкие места в социальной иерархии, и это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение. Поэтому маленький человек выступает как оппозиция к другому персонажу — человеку высокопоставленному, «значительному лицу», а развитие сюжета строится как история унижения, несчастья. Тема «маленького человека» ... Читать далее...
- В чем состоит новаторство Гоголя при выборе темы и героя повести «Шинель»?В чем состоит новаторство Гоголя при выборе темы и героя повести «Шинель»? Укажите наиболее важные черты созданного писателем персонажа. Это произведение входит в цикл так называемых петербургских повестей Гоголя. Оно стало этапным для всей русской реалистической литературы. Гоголь ставит забитого, никем не замечаемого, многими презираемого и во многих отношениях «маленького» человека на один уровень с ... Читать далее...
- Образ маленького человека в «Петербургских повестях» ГоголяГлавный герой повести «Шинель» — Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий департамента, занимающий низкий чин титулярного советника. Мечтой всей его жизни является «постройка» новой шинели, а трагедией всей жизни — утрата этой самой шинели, отобранной у него уличными грабителями. «Две любви Акакия Акакиевича: к буквам, которые он механически переписывает, и к новой шинели… устрашающе обозначим душевную стертость ... Читать далее...
- На тему: Маленький человек в повести Гоголя «Шинель»Маленький человек в повести Гоголя «Шинель» В начале 1840-х годов Н. В. Гоголь начал работу над циклом «Петербургские повести». В них автор изобразил Петербург как город контрастов. С одной стороны, это был город пышных дворцов и беспечно разгуливающей нарядной толпы. С другой стороны, город был полон тружеников, бродяг и жертв нищеты. Одной из таких жертв ... Читать далее...
- Гуманизм повестей Н. В. Гоголя. Тема маленького человека в произведении «Шинель»Гоголь мастерски умел описывать человеческие пороки и проблемы. Читая его произведения, мы сами понимаем, как глупо и смешно порой выглядим. Но Гоголь обладал также великой способностью жалеть человека. Он правдиво показывал, как живут люди и как порой убого и страшно это выглядит. Гоголь был одним из первых писателей, поднявших тему «маленького человека». Она казалась ему ... Читать далее...
- Пересказ произведения «Шинель» Гоголя Н. ВПлан пересказа 1. Характеристика Акакия Акакиевича. 2. Акакий Акакиевич заказывает себе новую шинель. 3. Грабители снимают шинель с бедного чиновника. 4. Акакий Акакиевич ищет правды у частного пристава, у генерала. 5. Чиновник умирает от горя. 6. Привидение чиновника пугает прохожих. Пересказ В одном департаменте служил один чиновник: низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, подслеповат… Он ... Читать далее...
- В чем заключается гуманизм звучания по повести ШинельАкакий Акакиевич Башмачкин — не такой как все. Его непохожесть проявилась с самого рождения, когда выбирали ему имя. Этот странный маленький человек всю свою жизнь прослужил в чине титулярного советника и никогда не стремился подняться хотя бы на ступень выше по карьерной лестнице. Ему неведомы амбиции и стремление изменить свою судьбу в лучшую сторону. Акакия ... Читать далее...
- Образ и характер характеристика Башмачкина Акакия Акакиевича по повести ШинельАкакий Акакиевич Башмачкин является главным персонажем повести об исчезнувшей шинели, написанной Н. В. Гоголем. Характеристика внешности главного героя невзрачна: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Акакий Акакиевич служит в департаменте, занимая должность переписчика бумаг. Характер Акакия Акакиевича обезличен, как ... Читать далее...
- Сочинение: Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н. В. Гоголя «Шинель»Одной из сквозных тем русской литературы девятнадцатого столетия была тема «маленького человека». Что понимается в литературоведении под термином «маленький человек»? Это герой, в котором нет ничего героического. Он не славен и не знаменит. Его место в обществе — на низших ступенях социальной лестницы. Ему чужды высокие духовные интересы, потому что все силы его уходят на ... Читать далее...
- Боль за человека или насмешка над ним? по повести ШинельПисатели XIX века часто поднимают тему «маленького человека» в своих произведениях. Яркий пример — повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» о бедном титулярном советнике из Петербурга Акакие Акакиевиче. Но почему? Выражают ли писатели свою боль за человека или смеются над ним? Для начала нужно понять, кто есть эти «маленькие люди». Я считаю, что это человек невысокого ... Читать далее...
- Почему судьба так жестоко обошлась с Акакием Акакиевичем после того, как он обрел, наконец, свою мечту? по повести ШинельВ повести «Шинель» Н. В. Гоголь изображает нелегкую судьбу «маленького человека» в бессердечном мире. Лишение героя его материального смысла жизни продиктовано идеей самого произведения. Переписчик департаментских документов Акакий Акакиевич Башмачкин представляет собой типичного мелкого клерка, беспрекословно подчиненного начальству. Он старателен, и незаметен: «несколько рябоват, несколько рыжеват», имеет чин титулярного советника, но изъясняется «большей частью предлогами». ... Читать далее...
- Использование фантастики в петербургских повестях ГоголяОтличительную черту петербургских повестей составляет использование фантастики в целях реалистического анализа жизни. С особым блеском писатель осуществил это в «Носе» — произведении поистине великолепном. Важную функцию выполняет фантастика и в «Шинели», являясь действенным и, в сущности, незаменимым средством раскрытия определенных сторон действительности. Но фантастика в петербургском цикле в известной мере так же неоднородна, как и ... Читать далее...
- Тема «маленьких» людей в петербургских повестях ГоголяЕсли в «Тарасе Бульбе» писатель воплотил образы народных героев, взятых из исторического прошлого, то в повестях «Арабесок», в «Шинели», обращаясь к современности, он нарисовал обездоленных и униженных, тех, кто принадлежит к социальным низам. Петербургские повести представляют собой значительный и своеобразный этап в творческом развитии Гоголя. Образное претворение и обобщение новых жизненных явлений требовали и новых ... Читать далее...
- Образы чиновников в «Мертвых душах»План Актуальность образов Чиновники в «Мертвых душах» Чиновники в «Повести о капитане Копейкине» Актуальность образов В художественном пространстве одного из самых известных произведений Гоголя помещики и лица, стоящие у власти, связаны между собой. Ложь, взяточничество и желание наживы характеризуют каждый из образов чиновников в «Мертвых душах». Удивительно, с какой легкостью и непринужденностью автор рисует отвратительные ... Читать далее...
- Сатирические образы чиновников в комедии «Ревизор»«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем», — объяснял замысел своей комедии Гоголь. Изображая злоупотребления в уездном городе N, от которого «хоть три года скачи, никуда не доскачешь», писатель обличает всю чиновничью николаевскую Россию, погрязшую в казнокрадстве, взяточничестве. В пьесе нет ни одного ... Читать далее...
- Встреча Башмачкина со «значительным лицом» в повести «Шинель»В своих отношениях с «низшими», в своей общественной практике «значительное лицо» выражает господствующие «нормы»; его личные качества не играют при этом сколько-нибудь существенной роли. «Он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив…», «но как только случалось ему быть в обществе, где были люди хоть одним чином пониже его, там он был просто хоть ... Читать далее...
Как в повести Н. В. Гоголя «Шинель» представлены образы петербургских чиновников?