Как в прозе И. А. Бунина раскрывается тема земного и вечного?

Писатели всех времен поднимали извечные темы жизни и смерти. Особенно часто они звучат в творчестве времен кризисов и переходных эпох. В прозе И. А. Бунина эти вопросы всегда занимали главенствующую роль, поэтому звучат особенно напряженно.

Подлинное искусство всегда жизнеутверждающе. Бунин не был исключением в этом плане: его творчество подчеркивает красоту жизни по всех ее проявлениях, в любой мелочи ощущается биение ее пульса.

Видимо, поэтому любимым словом писателя было «свежесть». В «Антоновских яблоках» он неоднократно

использует его: в рассказе изображено «свежее утро», «свежий лес», «свежие озимые». Он подчеркивает этим физическое здоровье, ведь одухотворенная жизнь — истинное земное благо.

Но в бунинской прозе имеется особенность: он не противопоставляет жизнь смерти. Конец пути является неотъемлемой частью человеческого бытия. По мнению писателя, естественность и органичность земной жизни — залог достойной смерти. К примеру, в рассказе «Сосны» Бунин повествует о смерти охотника Митрофана. Все в облике крестьянина дает ощущение нравственного здоровья и внутренней гармонии.

Входивший в дом Митрофан

всегда наполнял его свежестью лесного воздуха. Несуетность и внутреннюю величавость охотника автор отождествляет с вечной природой. Герой рассказа вышел из нее и туда же ушел.

И теперь могильный холм над прахом этого человека кажется «думающим и чувствующим».

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» смерть показана критерием состоятельности жизни. Кончина миллионера — ключевое событие повествование, она описана в деталях и вызывает ощущение безобразия. Состоятельный человек всю жизнь посвятил погоне за прибылью, но умирает будто животное, поскольку внутренне не готов к концу.

Бунин считает, что лишь при ощущении неизбежности смерти человек способен оценить силу и богатство жизни.

Любовь в творчестве писателя является точкой пересечения вечных тем. Писатель находит таинственную связь жизни, любви и смерти. Чем больше пессимизм человека по отношению жизни, тем чаще любовь подводит его к роковой черте. По мнению Бунина, любовь соединена со смертью самой судьбой: кончина — неизбежная расплата за полученное счастье. В рассказе «Натали» автор показывает неожиданную смерть героини, но слова ее остаются в памяти: «Разве бывает несчастная любовь?…

Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?». Жизнь и любовь все-таки оказываются выше смерти.

Таким образом, любовь в творчестве Бунина является основным качеством жизни, но и смерть, выступающая главным мерилом чувств и жизни вообще, всегда находится рядом.




Как в прозе И. А. Бунина раскрывается тема земного и вечного?