Как в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» отображена драма «потерянного» поколения?
Проблемы потерянного поколения в русской литературе коснулся впервые глубоко именно Лермонтов. Писателем была вскрыта трагическая двойственность: сила и слабость человека, живущего в последекабристскую мертвую пору. Пассивному и гордому неприятию «преобразований» общества было свойственно порождать состояние горького одиночества, и как результат, ожесточения сердца.
Образу Печорина характерна поразительная жизненность, загадочность и привлекательность.
Показывая в романе, насколько важна среда для формирования характера
Формирование Печорина, как личности в кругах интеллигенции дворянского происхождения, где модно было осмеивание всех искренних проявлений, как романтических, бескорыстной человечности. Это не могло не наложить отпечаток на развитие индивидуальности героя, не изуродовать его морально, не убить в нем благородные порывы. Перед читателем возникает портрет героя эпохи, и одновременно, «история души человеческой».
Лермонтовым в предисловии к его роману было сказано, что
Он не осуществляет попыток к оправданию себя, когда объясняет противоречия в собственном характере Максиму Максимычу: по его убеждении, именно он причина несчастий других, ему претят удовольствия высшего света, надоели науки, он равнодушен к любви светских красавиц, так как их чувства раздражают воображение и самолюбие, при этом сердце остается пустым. Печорину присуща замкнутость в себе, он несчастен и одинок, поэтому и страдает. Его «ненасытное сердце», также как и «беспокойное воображение» жаждет новых впечатлений, а энергия ищет выхода.
Печорин получил определение «лишнего человека» — той личности, что была обречена на проживание в «стране господ» и стране рабов. Лермонтов выражает искреннее сожаление о горькой судьбе современников, и сопротивляться, и стремиться к совершению нравственного подвига.
Как в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» отображена драма «потерянного» поколения?