Каково место отводится литературе в жизни людей? Как влияет на нас чтение? Над подобными вопросами предлагает поразмыслить академик Дмитрий Лихачев. Каждый человек может превратить чтение книг в свой образ жизни, но для этого важно определиться с правильной книгой. Это способ оказаться в иных эпохах, среди других народов и увидеть раскрытые перед собой сердца разных людей.
Литературе отведено огромное место в жизни человека, так как ею предоставляется «колоссальный, обширнейший…опыт жизни» для нас.
Она способна сделать людей более мудрыми, обогатив их внутренний мир, и воспитав, при этом образованную личность.
Чтение книги — это осмысленное, вдумчивое занятие. Важно акцентировать свое внимание на каждой мелочи, ведь именно детали скрывают интересные и загадочные факты. Только для своего удовольствия необходимо погружаться в чтение, а не ради кого-то. Наиболее полезно читать классические произведения, что сумели выдержать испытание временем.
Хотя современная литература тоже обладает способностью дать ответы на вопросы, которыми озадачивается современный человек. По-настоящему полюбить книгу и прийти к ее пониманию можно лишь, неоднократно ее перечитав.
Литературе отводится роль способа развития в личности чувства красоты и осознания смысла жизни. Во время прочтения классики, возникает ощущение, что автор искусно умеет поделиться и высказать все, что имеется у него внутри. Это очень прекрасно, когда ты обладаешь возможностью вооружиться хорошей книгой и оказаться в мире ее персонажей.
Героине романа «Евгений Онегин» Пушкина Татьяне Лариной было присуще испытывать сильную любовь к книгам. Она их читала, воображая себя в качестве главных героинь романов. Татьяна настолько умела погрузиться в процесс, что начинала переживания те чувства, которые ими владели.
Роман-эпопея Толстого «Война и мир» тоже вызывает у читателей волнительные ощущения по отношению к его персонажам. Переживания за героев заставляет открывать снова и снова полюбившийся роман.
Дайджест:
- Какой опыт дает человеку война?Сложное испытание войной меняет мировоззрение человека. Трагические события навсегда остаются в душе, отражаются на поведении. Человек может коренным образом измениться в лучшую или худшую сторону. Познавший войну человек больше ценит жизнь, поскольку имел возможность взглянуть на нее с иного ракурса. Столкнувшийся с безжалостными реалиями войны человек получает суровый, но бесценный опыт. Перед ним открывается возможность ... Читать далее...
- Как вы понимаете слова Роберта Стивенсона: «Литература во всех ее видах — нечто иное, как тень доброй беседы»?Прав ли Ян Амос Коменский, великий педагог XVII века, утверждая, что «…немыслим толковый читатель, который не был бы в то же время Отбиратель»? Как вы понимаете слово «Отбиратель» в этом афоризме? Почему, как вы думаете, автор написал слово «Отбиратель» с большой буквы? Ян Амос Коменский, несомненно, прав. Думающим читателем можно считать человека, сознательно выбирающего себе ... Читать далее...
- Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человекаУрок можно начать с осмысления цитаты, вынесенной в эпиграф урока, которая принадлежит московскому поэту, создателю авторской песни, нашему современнику Михаилу Щербакову1. Для создания проблемной ситуации урока можно предложить школьникам обсудить несколько высказываний русских писателей о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека, попытаться подтвердить или опровергнуть высказанные ими позиции: «Как человек, как личность ... Читать далее...
- Какой опыт дает человечеству война?Война — самое страшное, что может произойти с человечеством. Но даже в нашем 21 веке люди не научились решать проблемы мирным путем. И до сих пор в различных точках земного шара вспыхивают вооруженные конфликты, уносящие невинные жизни, калечащие судьбы людей. Испытав на себе все ужасы войны, люди зачастую переосмысливают свою жизнь, открывают для Себя новые ... Читать далее...
- Проблема роли книг в жизни человека. По тексту Д. С. ЛихачеваМожет ли литература изменить что-либо в человеке? Известный советский и российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачев раскрывает проблему роли книг в жизни людей. В предложенном для анализа тексте автор говорит о том, как важно правильно читать нужные книги и как чтение влияет на человека. Для понимания данной проблемы важны примеры из текста, в которых рассказывается о ... Читать далее...
- Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ Это случилось со мной не в первый разЛюбовь, если рассматривать это понятие с точки зрения искренних чувств, подразумевает полное принятие человека со всеми чертами его характера, то есть и недостатками в том числе. Любящий испытывает к тому, кого любит, желание сделать его самым счастливым. Влюбленный человек стремится проводить с объектом своих грез все свое время. Когда ты влюблен, ты не может отказаться ... Читать далее...
- Как Вы понимаете значение слова ДОБРО?Понятие «добро» у меня вызывает ассоциации с нравственностью, с чем-то хорошим и полезным, противоположным злу. Творить добро может абсолютно любой человек, для этого не требуются специальные знания, достаточно обладать неравнодушным сердцем. Добро — это безвозмездная забота и помощь, милосердие и радость, надежда и любовь. Можно делать добро старому немощному человеку, затерявшемуся в толпе малышу, заплутавшему ... Читать далее...
- Как Вы понимаете слова честь и бесчестие?Каждый человек сам создает собственное представление о тех или иных нравственных ценностях. Зачастую представление одного человека может сильно отличатся от понимания сути этого же нравственного ориентира, сформированного другой персоной. То же самое касается понятий <> и <>, правильное трактование которых является крайне важным для всего человеческого рода с ранних этапов его существования. Таким образом, все ... Читать далее...
- Как Вы понимаете значение слова самовоспитаниеСловарь С. Ожегова трактует самовоспитание как «воспитание самого себя». Этот процесс позволяет нам стать лучше, сформировать в себе достойные качества: упорство, волю, уверенность, целеустремленность, способность к анализу. Важно, чтобы человек проявлял желание трудиться над собой, ведь во взрослой жизни придется руководствоваться собственным умом, без подсказок учителей и родителей. Постоянное обучение и тренировки позволяют контролировать эмоции ... Читать далее...
- Как вы понимаете слова Тургенева «Поэт должен быть психологом, но тайным»?И. С. Тургенев утверждал, что любой писатель, создавая свое произведение, должен быть в первую очередь психологом, уметь изображать душевное состояние своих героев, проникаться их чувствами и переживаниями. В своем романе «Отцы и дети» Тургенев особенно хорошо раскрыл свой особенный талант. Он не рассказывает в романе подробно о процессе развития чувств героев, но очень четко описывает ... Читать далее...
- Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ Иван Павлыч в этот вечер сразу показался мне каким-то страннымЛюбовь — это желание присутствия рядом другого человека и мысли о нем. Если в твоей жизни, по каким — то причинам не может присутствовать дорогой сердцу человек, то такая жизнь часто становится совершенно не нужной и безрадостной. В подобном состоянии влюбленности пребывала Катя — героиня произведения В. Каверина. Им описываются глубокие душевные переживания девушки, которая ... Читать далее...
- Как вы понимаете слова А. П. Чехова: «Какое наслаждение — уважать людей»?Уважение и сохранение человеческого достоинства в любой жизненной ситуации — вот главное кредо чеховских рассказов. В то же время это очень хрупкое и относительное понятие. Ведь оно, как и все другое в нашей жизни зависит от обстоятельств. В рассказе «Толстый и тонкий» писатель юмористически изображает подобострастие и самоунижение. Читая это произведение, на ум приходят известные ... Читать далее...
- Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА В один из зимних вечеров на окраине ВеныКрасоту нужно расценивать как нечто прекрасное, живущее внутри человека, и в то же время окружающее его. Данное понятие можно применить относительно людей, природы или искусства. Приведенный текст посвящен красоте гениальной музыки, обладающей способностью к преображению мира. У великого композитора Моцарта, оказавшегося случайно возле постели бедняка, что находился на грани смерти, возникает мысль, связанная с исполнением ... Читать далее...
- Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА Я сидел перед живым Иваном Буниным, следя за его рукойЛюдям свойственно понимать то, что они видят что-то прекрасное. Хотя очень сложно дать объяснение понятию красота. Может быть, это гармония и соразмерность? Вероятнее всего, это так. Однако в таком случае, любую снежинку можно посчитать более красивым созданием, чем живой цветок, по крайней мере, его никогда в полной мере не получиться назвать симметричным. Нам часто приходиться ... Читать далее...
- Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?Настоящая любовь — это чувство, которое всегда растет и крепнет в душе. Она не только согревает, но и обладает целительной силой, помогает выбраться из сложной ситуации, заставляет жить и позволяет человеку стать Человеком с большой буквы. Она не приемлет никаких условий. Любовь способна сотворить маленькое чудо и вызывает ответную реакцию. Даже покалеченная и больная душа ... Читать далее...
- Роль искусства в жизни человека. Литература, музыка, живописьТак, например, в романе английского писателя Джека Лондона «Мартин Иден» герой произведения — бедный моряк — влюбляется в девушку из высшего общества — Руфь Морз. Мартин понимает, что между ним, простым матросом, и Руфью, девушкой из состоятельной семьи, лежит пропасть. Герой ставит себе цель стать достойным девушки, и начинает заниматься самообразованием: он много читает, погружается ... Читать далее...
- Проблема роли памяти в жизни человека и общества по тексту Д. С. ЛихачеваВ центре нашего внимания текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, культуролога и искусствоведа, в котором описана проблема роли памяти в жизни человека и общества. Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает своим читателям о роли памяти в жизни каждого человека, сравнивая ее с корнями и кроной большого дерева. Это опыт, полученный человечеством и передаваемый следующими поколениями. У памяти ... Читать далее...
- Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодкуЧасто человека называют венцом природы. Но это вовсе не значит, что человек вправе вести себя по отношению к окружающей среде, так как ему заблагорассудится. Обладая знаниями и веками накопленным опытом, человек обязан жить в гармонии с природой, не уничтожая ее, а созидая. В рассказе К. Паустовского «Резиновая лодка» читатель знакомится с хулиганистым щенком Мурзиком. Его ... Читать далее...
- Как вы понимаете слова В»В. Маяковского «Поэт — всегда должник»?Как и великие русские классики А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, В. В. Маяковский уделял большое внимание в своем творчестве вопросу о назначении поэта и поэзии. Говорят, что талант дается человеку от Бога, поэтому так необходимо его ценить и развивать в себе. Стихи в высоком смысле этого слова способен написать далеко не каждый. Для ... Читать далее...
- Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Весь день на крейсере «Секрет» царило такое полупраздничное остолбенениеПовесть «Алые паруса» А. Грина — яркое воплощение великой силы любви. Под влиянием этого чувства человек преображается как внешне, так и внутренне. Он стремится не только понравиться, но и создает для любимого сказку, воплощая самые сокровенные мечты возлюбленного в чудесную реальность. Узнав о тайной мечте Ассоль, капитан Грэй, несмотря на насмешки земляков девушки и недоумение ... Читать далее...
- Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА В старой и грязной венецианской гостинице нельзя было допроситься чернилКрасота — это окружающий нас удивительный и восхитительный мир. Но представление о ней сугубо индивидуально. Кто-то готов жизнь потратить на поиски чистой, потрясающей и недоступной красоты, а другой умеет находить ее повсюду: в заплесневелом мраморе, в застоявшейся воде канала, в рое моли, кружащейся у бархатной занавески… В рассказе К. Паустовского Андерсен представлен именно таким человеком, ... Читать далее...
- Как вы понимаете слова: «телесное и духовное здоровье человека»?Человек — частичка природы, одно из умнейших ее существ. А потому можно говорить об органической связи природы и человека. Все живое берет из земли силу и здоровье, которые оборачиваются силой и здоровьем человека. Знание целебных свойств растений, ягод, овощей раскрывают нам тайны природы, помогают проявлять заботу о своем здоровье и оберегать окружающую действительность. Источниками телесного ... Читать далее...
- Как вы понимаете слова И. А. Гончарова: «Чацкие живут и не переводятся в обществе»?Они жили в самом начале XIX века… Рылеев, Одоевский, Кюхельбекер… Их лира поэтически воплощала основные лозунги декабристов — свобода, справедливость, братство! Молодой Грибоедов был тесно связан с передовыми людьми из тайных обществ. Его Чацкий — портрет и Петра Чаадаева, и друга Грибоедова поэта Одоевского, и горячего, гордого Пушкина… — портрет и характер нового человека. Сюжетную ... Читать далее...
- Нравственное воспитание по тексту ЛихачеваБез литературы невозможно представить духовное развитие мыслях его человека. Но какую роль она играет в нравственные воспитании? Эти и другие вопросы возникают после прочтения текста Д. С. Лихачева. Автор предлагает поразмышлять над важной проблемой-ролью и значением литературы. В тексте филолог рассуждает о знаниях, которые прививает нам чтение: ‘Литература дает нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт ... Читать далее...
- М. А. Шолохов. Как вы понимаете слова «память сердца», когда читаете героические произведения?Произведения каких жанров о Великой Отечественной войне вы запомнили сразу, после первого чтения? Какое из них, как вам кажется, ярче всего передает героизм эпохи? Предлагаем ответ семиклассника. «Конечно, в первую очередь запоминаются рассказы и повести. Мне запомнился маленький рассказ Виктора Некрасова из серии произведений о Сталинградской битве «Рядовой Лютиков» о простом русском солдате, способном на ... Читать далее...
- «Литература как искусство слова»Каждый вид искусства создает свои произведения и оказывает эстетическое воздействие на людей с помощью своих особых средств. В музыке это звуки, в живописи — цвета и линии, в скульптуре — формы, в танце — движения. Это как бы основной строительный материал, из которого возникает произведение. Что касается литературы, то несложно понять, что основным средством ее ... Читать далее...
- Какое место литература занимает в Вашей жизни?Литература с давних времен занимает достойное место в жизни человечества. Книги развивают кругозор, эстетическое мышление, формируют ценности и делятся с нами мудростью. Это лучший способ в короткое время познать окружающий мир. Вчитываясь в мысли авторов, которые они передают через своих героев, можно сформировать правильный взгляд на жизнь и отношение к злободневности. Литература доходчиво передает нам ... Читать далее...
- Как Вы понимаете слова Ф. И Тютчева о природе: «В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык»Стихотворение Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» раскрывает глубокий смысл и значение природы. С первых строк поэт с какой-то насмешкой обращается к тем, кто считает природу божьим слепком с бездушным ликом. Все произведение пронизано величием окружающего мира и твердой уверенностью в том, что природа есть результат эволюционных процессов, а никак не чьим-то ... Читать далее...
- Три главных слова в моей жизниКакие три слова я могла бы назвать главными в моей жизни на данный момент? В первую очередь, это любовь, затем дружба и, наконец, образование. Почему же я выбрала именно эти слова? Любовь является основой семьи, без которой было бы невозможно существование общества. Это чувство также позволяет человеку раскрыть внутренний потенциал, обнаружить в себе новые возможности. ... Читать далее...
- Художественная литература как искусство слова. Виды искусстваЦель: определить роль художественной литературы как искусства слова; вида искусства; уметь отличать художественное творчество от других видов деятельности человека; развивать культуру связной речи, логическое мышление, внимание, память; обогащать словарный запас учеников; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать у учеников чувства уважения, почета к разным видам искусства, в частности к книге; прививать познавательный интерес к последствиям собственной работы. ... Читать далее...
Как Вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?