Как вы понимаете слова Роберта Стивенсона: «Литература во всех ее видах — нечто иное, как тень доброй беседы»?
Прав ли Ян Амос Коменский, великий педагог XVII века, утверждая, что «…немыслим толковый читатель, который не был бы в то же время Отбиратель»? Как вы понимаете слово «Отбиратель» в этом афоризме? Почему, как вы думаете, автор написал слово «Отбиратель» с большой буквы? Ян Амос Коменский, несомненно, прав. Думающим читателем можно считать человека, сознательно выбирающего себе книги для чтения в соответствии со своими духовными запросами, которые формируются в семье, на школьных занятиях по литературе и другим предметам,
Систематическое, постоянное чтение расширяет эрудицию, дает ответы на волнующие философские, нравственные, социальные проблемы. Отбор иногда складывается из интересующей читателя тематики произведений, от любви к определеныому роду и жанру художественных произведений, например, к лирической поэзии или юмористической литературе, хорошей приключенческой литературе.
Видимо, Ян Коменский написал слово «Отбиратель» с большой буквы из-за особого уважения к сознательному, подготовленному, квалифицированному читателю, постигающему истинную ценность настоящей литературы.
«Для
Они все там — «Одиссея» и «Божественная комедия», «Война и мир» и «Давид Копперфильд». Согласны ли вы с этим суждением Астрид Линдгрен? Какие книги вы бы внесли в этот список?
Понять художественное произведение можно только при условии, что прочитана его первооснова — книга. В список, названный Астрид Линдгрен, можно включить еще большое количество произведений русской и зарубежной литературы, например: «Илиада» Гомера, «Гамлет» У. Шекспира, «Повести Белкина» и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Человеческая комедия» О. Бальзака, «Красное и черное» Ф. Стендаля, «Ревизор» Н. В. Гоголя и многие другие.
«Добрые люди не знают, сколько времени и усилий стоило иному, чтобы научиться читать. Я потратил на это восемьдесят лет и еще сейчас не могу сказать, что достиг цели», — сказал Гете незадолго до смерти. Как вы объясните такое признание великого писателя?
Объяснить это можно сложностью того искусства, которое называется искусством чтения. Читать художественное произведение — значит не только понимать его содержание. За страницами книги важно видеть автора с его позицией, ценностными понятиями, его личную и творческую судьбу.
Важно увидеть судьбу людей, изображенных в произведении, их характеры, обусловленность их устоями общества и индивидуальными особенностями. Опытный читатель должен хорошо ориентироваться в художественной индивидуальности писателя, разбираться в поэтических особенностях произведения, стилистической манере писателя.
Великий Гете сказал так потому, что в течение жизни его требования к чтению повышались.
«Читатель — составная часть искусства», — утверждал Алексей Толстой в статье «О читателе». Как можно подтвердить эти слова?
Писатель создает свои произведения для читателей — самых разнообразных
Людей, как его современников, так и для тех, кто будет жить в последующие времена. Чтобы заинтересовать их своими идеями, заставить вместе с собой переживать за героев, радоваться, наслаждаться художественным словом, необходимо владеть искусством. И диалог писателя с читателем — это высокое искусство для того и другого.
Как вы понимаете слова Роберта Стивенсона: «Литература во всех ее видах — нечто иное, как тень доброй беседы»?
Вдумчивое чтение книги — это беседа с ее автором. Иногда мы ему возражаем, а иногда полностью согласны. Часто такая беседа побуждает к дальнейшему раздумью о прочитанном и к внутреннему диалогу с автором книги.
После смерти В. Г. Белинского И. С. Тургенев приобрел библиотеку великого критика не только потому, что хотел помочь его вдове, — он хотел сберечь круг заветных друзей Белинского — его книги. Сейчас они хранятся в музее Тургенева в Спасском-Лутовинове. Если будете в этом музее, обратите внимание на корешки книг с золотыми буквами «В. Б.». Есть ли у вас личная библиотека?
Как она создавалась? Напишите свои размышления на тему «Моя библиотека». Личная библиотека в нашей семье есть. Она небольшая, в пределах возможностей
Стандартной двухкомнатной квартиры. Она насчитывает примерно 2,5 тысячи книг. Начало собранию книг в нашем доме положила бабушка сразу после окончания Великой Отечественной войны. Она собирала русскую и зарубежную художественную классику, а также лучшие произведения литературы для детей — от народных и литературных сказок до приключенческих книг и художественных автобиографий, посвященных детству писателей, например «Детские годы Багрова — внука» С. Т. Аксакова. Когда пополнять домашнюю библиотеку стал отец, то в нее стали поступать литературно-критические произведения и труды литературоведов, являющиеся хорошими помощниками в осмыслении художественной литературы.
Обращаясь к ним, мы сверяем собственные интерпретации прочитанного с теми, которые предлагают специалисты. В связи с этим у нас много справочников и словарей, энциклопедий: толковые, литературные, мифологический, литературоведческих терминов и понятий, педагогический, энциклопедия символизма и многие другие. Наша библиотека обогатилась книгами о писателях, художниках, общественных деятелях. Обучаясь в школе, приходится обращаться к работам известных литературоведов — Ю. Лотмана, К. Мочульского, Н. Скатова, В. Непомнящего, В. Коровина и др; У нас есть потребность в чтении и философской литературы, потому на полках стоит «История русской философии» отца Василия Зеньковского, отдельные работы Г. Гегеля, Н. Бердяева, И. Ильина, В. Розанова и др.
Главное же богатство нашей библиотеки — художественная литература. Мы очень любим произведения древнегреческой литературы, и потому мы всегда можем, когда захотим, обратиться к Гомеру и перечитать главы его «Илиады» и «Одиссеи», перелистать вновь Эсхила, Софокла и Эврипида, почитать стихи Анакреона, Алкея, Сапфо, заглянуть в сборник под названием «Древнегреческая эпиграмма». Разумеется, с нами «Божественная комедия» Данте Алигьери, трагедии и комедии У. Шекспира, собрания сочинений зарубежной классики — О. Бальзака, Ф. Стендаля, Ч. Диккенса, Ж. Б. Мольера, П. Бомарше, У. Теккерея, Дж.
Лондона и др., из русской классики — В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Н. С. Лескова, А. И. Куприна, И. Бунина, В. Короленко, А. Ахматовой, Д. Мережковского, М. Булгакова, В. Набокова, Б. Пастернака. Много литературы о жизни и творчестве А. С. Пушкина, мемуары, воспоминания современников, художественно-биографическая проза.
Невозможно обойтись и без чтения современной литературы. И тут уже надо очень строго отбирать книги, отмечать, что останется на века, а что станет неактуально уже завтра. С нами из современных авторов — В. Шукшин, А. Вампилов, В. Распутин, В. Астафьев, А. Солженицын, Б. Васильев, В. Солоухин, Б. Окуджава. Пришли в нашу библиотеку и произведения писателей-современников — Л. Улицкой, Т. Толстой. Помимо названных писателей еще много других, перечислить всех невозможно.
Да и не в количестве книг в домашней библиотеке дело. Важно, чтобы она была в твоей квартире, чтобы ты шел в свой дом, как ка встречу с добрыми друзьями. Чтобы с ними можно было обсудить многое, порадоваться и погрустить вместе, прийти к важным философским наблюдениям о смысле человеческого бытия.
Как вы понимаете слова Роберта Стивенсона: «Литература во всех ее видах — нечто иное, как тень доброй беседы»?