Как характеризует Родиона Раскольникова его первый сон?

Достоевский назвал свой роман «Преступление и наказание», и читатель вправе ожидать, что это будет судебный роман, где автор изобразит историю преступления и уголовное наказание. В романе точно есть убийство старухи процентщицы нищим студентом Раскольниковым, его душевные терзания на протяжении девяти дней, его покаяние и явка с повинной. Ожидания читателя вроде бы оправдываются, и все-таки «Преступление и наказание» не похоже на бульварный детектив в духе Эжена Сю, произведения которого были очень популярны во времена Достоевского.

«Преступление и наказание» не судебный, а социально-философский роман, именно благодаря сложности и глубине содержания он может толковаться по-разному.

В советское время литературоведы главное внимание уделяли социальным проблемам произведения, повторяя в основном идеи Д. И. Писарева из статьи «Борьба за жизнь» . В постсоветское время появились попытки свести содержание «Преступления и наказания» к богоискательству: за детективной интригой, за нравственным вопросом о преступлении скрыт вопрос о Боге. Этот взгляд на роман тоже не нов, он высказывался В. В. Розановым в начале XX века. Кажется, если

эти крайние точки зрения соединить, получится наиболее верный взгляд и на сам роман, и на его идею.

Именно с этих двух точек зрения следует проанализировать первый сон Раскольникова. Известно, что трагический сон главного героя напоминает стихотворение Н. А. Некрасова из цикла «О погоде» . Поэт рисует бытовую городскую картинку: тощая лошаденка-калека тащит огромный воз и вдруг встала, потому что у нее нет сил идти дальше. Погонщик хватает кнут и беспощадно полосует клячу по ребрам, ногам, даже по глазам, потом берет полено и продолжает свою зверскую работу:

И уж бил ее, бил ее, бил!

Ноги как-то расставив широко,

Вся дымясь, оседая назад,

Лошадь только вздыхала глубоко

И глядела… (так люди глядят,

Покоряясь неправым нападкам).

«Труд» хозяина был вознагражден: лошаденка пошла вперед, но как-то боком, нервно дрожа, из последних сил. Уличную сценку с интересом наблюдали разные прохожие и давали советы погонщику. Достоевский в своем романе усиливает трагичность этой сцены: во сне Раскольникова пьяные мужики забивают лошаденку до смерти. Лошаденка в романе — маленькая, тощая саврасая крестьянская кляча. Совершенно отвратительное зрелище представляет собой погонщик, который у Достоевского получает имя и отталкивающий портрет: «…молодой, с толстой такой шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом».

Пьяный-препьяный, он жестоко, с наслаждением сечет савраску. Миколке помогают добивать клячу два парня с кнутами, а раззадорившийся хозяин кричит им, чтобы они по глазам хлестали. Толпа у кабака со смехом наблюдает всю сцену:».. .клячонка дергает телегу изо всей силы, но не только вскачь, а даже шагом-то чуть-чуть не может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трех кнутов, сыплющихся на нее как горох».

Достоевский нагнетает страшные подробности: зрители гогочут, Миколка звереет и вытаскивает со дна телеги оглоблю. Удары палки и кнутов не могут быстро добить лошадь: она «вспрыгивает и дергает, дергает из всех последних сил в разные стороны, чтобы вывезти». Пьяный Миколка достает железный лом и лупит клячонку по голове; его помощники-истязатели подбегают к рухнувшей лошади и добивают ее. У Некрасова только одна молодая девушка, наблюдавшая избиение лошади из кареты, пожалела животное: Вот лицо, молодое, приветное, Вот и ручка, — раскрылось окно, И погладила клячу несчастную Ручка белая… У Достоевского под конец сцены из толпы зрителей выкрикивают уже не советы, а упреки, что на Миколке креста нет, но только мальчик бегает среди толпы и просит сначала какого-то старика, затем отца спасти лошадку.

Когда савраска падает замертво, он подбегает к ней, целует ее мертвую голову, а потом бросается с кулачками на Миколку, который, надо сказать, даже не заметил этого нападения. В анализируемой сцене Достоевский акцентирует необходимые для романа идеи, которых в стихотворении Некрасова нет. С одной стороны, правду в этой сцене выражает слабый ребенок.

Он не может остановить убийства, хотя душой понимает несправедливость, недопустимость расправы над лошадью. С другой стороны, Достоевский ставит философский вопрос о сопротивлении злу, о применении силы против зла. Такая постановка вопроса логически доводится до права на пролитие крови вообще и осуждается автором. Однако в описанной сцене кровь ничем не может быть оправдана, она вопиет о мщении.

Сон раскрывает характер Раскольникова, который завтра станет убийцей. Нищий студент — добрый и мягкий человек, способный сострадать чужим несчастьям. Такие сны не снятся людям, утратившим совесть или примирившимся с вечной и всеобщей несправедливостью мирового порядка. Прав мальчик, бросившийся на Миколку, а отец, даже не пытаясь вмешаться в убийство лошади, ведет себя равнодушно и трусливо: «Пьяные, шалят, не наше дело, пойдем!». С такой жизненной позицией Раскольников не может согласиться.

Где же выход? Характер, ум, отчаянные семейные обстоятельства — все толкает главного героя романа на сопротивление злу, но это сопротивление, по мнению Достоевского, направлено по ложному пути: Раскольников отвергает общечеловеческие ценности ради человеческого счастья! Объясняя свое преступление, он говорит Соне: «Старушонка вздор!

Старуха пожалуй что и ошибка, не в ней дело! Старуха только болезнь… я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил!» . Раскольников имеет в виду, что нарушил заповедь «не убий!», на которой от века строятся человеческие отношения. Если отменить этот моральный принцип, люди перебьют друг друга, как это изображено в последнем сне героя в эпилоге романа. Во сне Раскольникова о лошади присутствуют несколько символических моментов, которые связывают этот эпизод с дальнейшим содержанием романа. Мальчик оказывается у кабака, где происходит убийство клячи, случайно: он с отцом шел на кладбище, чтобы поклониться могиле бабушки и брата и зайти в церковь с зеленым куполом.

Он любил посещать ее из-за доброго священника и особого чувства, которое испытывал, находясь в ней. Таким образом, во сне рядом оказываются кабак и церковь как две крайности человеческого бытия. Далее, во сне уже предсказывается убийство Лизаветы, которое Раскольников не планировал, но вынужден был совершить по стечению обстоятельств. Безвинная смерть несчастной женщины в отдельных деталях напоминает смерть савраски из сна: Лизавета «задрожала как лист, мелкой дрожью, и по всему лицу ее побежали судороги; приподняла руку, раскрыла было рот, но все-таки не вскрикнула и медленно, задом, стала отодвигаться от него в угол…» . Иными словами, Достоевский до преступления Раскольникова показывает, что смелые идеи героя о сверхчеловеке обязательно будут сопровождаться невинной кровью. Наконец, образ замученной лошади возникнет в конце романа в сцене смерти Катерины Ивановны, которая произнесет последние свои слова: «Довольно!..

Пора!.. Уездили клячу!.. Надорвала-а-сь!» . Сон о лошади был для Раскольникова как бы предостережением: все будущее преступление «закодировано» в этом сне, как дуб в желуде.

Недаром, когда герой проснулся, он сразу же воскликнул: «Неужели я сделаю это?» Но Раскольникова не остановил сон-предостережение, и он сполна получил все страдания убийцы и разочарования теоретика. Подводя итог, следует отметить, что первый сон Раскольникова в романе занимает важное место по социальным, философским и психологическим основаниям. Во-первых, в сцене убийства лошаденки выражены болезненные впечатления от окружающей жизни, тяжело ранящие совестливую душу Раскольникова и рождающие законное возмущение любого честного человека.

Негодование мальчика у Достоевского можно противопоставить трусливой иронии лирического героя у Некрасова, который издали, не вмешиваясь, наблюдает избиение несчастной клячи на улице. Во-вторых, в связи со сценой сна возникает философский вопрос о противодействии мировому злу. Как исправить мир? Надо избежать крови, предупреждает Достоевский, так как путь к идеалу неразрывно связан с самим идеалом, отмена общечеловеческих моральных принципов приведет человека только в тупик. В-третьих, сцена сна доказывает, что в душе героя живет боль за слабых и беззащитных.

Сон уже в начале романа свидетельствует, что убийца старухи процентщицы не заурядный грабитель, но человек идеи, способный и к действию, и к состраданию.




Как характеризует Родиона Раскольникова его первый сон?