Как характеризуют Якова Шибалка его поступки — убийство Дарьи и спасение ребенка?

Рассказ «Шибалково семя» , как и другие рассказы донского цикла, посвящен теме гражданской войны на Дону. Однако история любви Якова Шибалка иллюстрирует другую, по сравнению, например, с рассказом «Родинка», идею: даже в условиях братоубийственной войны человек может и должен сохранить в душе главные человеческие качества: любовь, доброту, чувство справедливости, сострадание к слабым. Поэтому трагический по сути рассказ после прочтения вызывает в душе читателя светлое чувство. Сюжет рассказа — короткая и трагическая история любви

Якова Шибалка, пулеметчика сотни особого назначения, боевая задача которой — уничтожать казачьи банды на всей территории Войска Донского.

Завязка действия происходит тогда, когда казаки сотни подбирают на дороге растерзанную Дарью, кульминацией является сцена исповеди Дарьи и рождение ребенка, развязкой становится убийство Дарьи, которое совершает Шибалок, всей душой любящий эту смелую и решительную женщину. Шолохов выбрал для своего произведения форму сказа: весь рассказ от первого до последнего слова — это монолог главного героя — Шибалка, обращенный к заведующей детским приютом. Шибалок просит

ее принять на воспитание своего годовалого сына и рассказывает историю своей любви и рождения ребенка. Далее следует сцена прощания главного героя с сыном, так как заведующая согласилась оставить малыша в приюте, понимая видимо, что скитания в тачанке по военным дорогам могут кончиться для ребенка очень плохо.

Таким образом, композиционно произведение построено как рассказ в рассказе: слова, обращенные к заведующей, как бы обрамляют историю любви — смысловой центр произведения. Яков Шибалок немногословен, как и положено казаку. Излагая свою историю, он говорит только самое главное, опуская детали и подробности. Из рассказа понятно, что он человек добрый и доверчивый: ведь это он «поимел жалость» к Дарье, так как поверил в ее выдумку, он первый предложил товарищам зачислить пострадавшую от банды женщину в сотню. Шибалок общался с Дарьей в течение года, пока она находилась при сотне, но из деликатности не выспрашивал о ее прошлом.

Дарья до конца рассказа остается загадочной личностью, читатель так и не узнает ее историю. Бойкая казачка и без этого полюбилась Шибалку, и он, ради ее блага, посоветовал ей вернуться домой, потому что жизнь при сотне очень беспокойная: в любом бою могут убить. Когда же она заменила убитого кучера на тачанке Шибалка, он в душе гордился ее замечательным умением обращаться с лошадьми. Этот внешне наивный человек оказывается наблюдательным и чутким, так как вовремя замечает странное поведение Дарьи и догадывается, что ее роды приближаются. О душевной отзывчивости героя свидетельствует не только его сочувствие к подобранной на дороге растерзанной женщине, но и его признание: после того, как бандиты в неравном бою изрубили половину согни, его «ущемила тоска-житья нет».

Значит, бойцы сотни были для него близкими людьми, и он искренне переживал их гибель из-за чьего-то предательства. Шибалок — герой в высоком смысле слова. Героизм его характера основан на том, что он сохранил в душе доброту, доверчивость, бесхитростность в условиях ожесточенной гражданской войны, когда вокруг царят ненависть, предательство, смерть. В том, что герой противостоит всеобщему озлоблению, искренне любит и жалеет людей, Шолохов видит красоту и силу характера простого пулеметчика. Предательство Дарьи стало для Шибалка неожиданным потрясением.

Одновременно Шибалок — наивный герой-простак. Форма сказа подчеркивает комизм героя, его внешнюю чудаковатость. Пулеметчик Шибалок — человек малограмотный, на что указывают: наивная логика его рассуждений, неправильные формы слои в его рассказе, диалектизмы. Он недостаточно разбирается в людях, по зато крепко привязывается к ним: умеет любить и дружить, его чувства глубоки и серьезны.

А в его простоте есть неосознанная проницательность. Шибалок, как будто случайно, сравнивает в своем рассказе Дарью с волчицей — злобным, хитрым и осторожным зверем, но это сравнение применительно к коварной героине оказывается очень метким. Узнав о предательстве Дарьи, Шибалок оказался в безвыходном положении, потому что для него один выход из сложившейся ситуации был страшнее другого. Простить смерть товарищей, с которыми он сроднился в боях, но тогда он должен предать память о них.

Или отомстить за их смерть по законам войны, но тогда он должен убить любимую женщину. Правда, любимая женщина честно призналась: «Помираю, а то в дальнеющем я бы всю сотню перевела…». Простой казак поставлен перед нравственным выбором, который так любили изображать античные авторы, а потом и европейские классицисты: что предпочесть — долг или чувство?

Простодушный Шибалок делает тот же выбор, что и доблестные литературные цари и герои: предпочитает долг и суровую справедливость. Выполнение страшного приговора далось ему нелегко, ведь в своем рассказе он даже не смог произнести «я убил» или «я выстрелил», так и оставил фразу неоконченной: «Отступил я на два шага, винтовку снял, а она ноги мне обхватила и сапоги целует…». Свои переживания он описывает сбивчиво, незаконченными фразами: «После этого иду обратно, не оглядываюсь, в руках дрожание, ноги подгибаются, и дите, склизкое, голое, из рук падает…. Ден через пять тем местом назад ехали. В лощине над лесом воронья туча…».

Шибалок своими руками убил любимую женщину, оказавшуюся шпионкой, но в тяжелейших военных условиях сберег ребенка, хотя бойцы сотни не раз советовали ему: «За ноги его да об колесо!.. Что ты с ним страдаешь, Шибалок?». Нравственный закон не позволяет ему убить ребенка вслед за матерью-предательницей, и на коленях просит он сотню о милосердии: «Мое это семя, и пущай живым оно остается. У вас жены и дети есть, а у меня, окромя его, никого не оказывается…». Целый год заботится Шибалок о сыне: выкармливает кобыльим молоком, шьет нехитрую одежду, возит в своей тачанке среди боев и погонь.

В данном случае долг и чувство спокойно уживаются в душе героя. Но вот ребенок подрос, уследить за ним трудно, и перед отцом опять встает дилемма: уйти из сотни и воспитывать сына или отдать его в детский приюти продолжать воевать с бандитами. Шибалок опять выбирает долг, еще раз проявляя свой характер настоящего, классического героя. В конце рассказа он обещает навестить сыночка после разгрома очередной банды. Но уцелеет ли Шибалок на этот раз?

Не останется ли ребенок круглым сиротой? Писатель оставляет финал рассказа открытым.

Подводя итог, следует повторить, что Шолохов испытывает Якова Шибалка в предельно трагических обстоятельствах. Женщина, которую бойцы сотни особого назначения подобрали на дороге, с которой целый год делили хлеб и вместе воевали против бандитов, которая родила Шибалку сына, была шпионкой, из-за нее полегла половина безоружной сотни. Высокое чувство справедливости заставляет героя убить предательницу. При этом в Шибалке нет злобы против Дарьи, а есть растерянность и возмущение коварством и черной неблагодарностью этой женщины.

Правда, герой объясняет свой поступок идейными соображениями: «…тебя, Дарья, должен я убить за то, что ты есть контра нашей советской власти». Однако в сцене убийства политические мотивы Шибалок вспоминает в последний момент, а боль за погибших из-за предательства Дарьи «братов-товарищев» мучает его, не утихая. Да и сама Дарья признает, что заслужила смерть, но просит отсрочить расстрел на некоторое время ради младенца: он умрет без материнского молока. То же самое чувство справедливости заставляет Шибалка самозабвенно бороться за жизнь ребенка.

Молодой Шолохов, как кажется, вполне разделяет жизненные убеждения своего героя, иными словами, Шибалок является для автора положительным персонажем. Во внешне простоватом пулеметчике писатель разглядел сложный духовный мир: сердечную чуткость, душевную доброту, веру в справедливость, милосердие к слабым и принципиальность, которая отвергает доброту за чужой счет. Как отмечалось выше, рассказ «Шибалково семя» состоит исключительно из прямой речи героя, поэтому здесь авторская позиция может быть выражена только косвенно. Особенно ясно она проявляется в финале произведения.

Писатель мог бы закончить рассказ тем, что заведующая детским приютом согласилась взять малыша-Шибалково семя на воспитание, но Шолохов добавил маленькую сцену-эпилог. Если свою историю Шибалок излагает сдержанно, про свои чувства к Дарье предпочитает говорить коротко или нарочито грубо, как бы стесняясь этой темы, то в сцене прощания с сыном он не скрывает своей любви и нежности. Так писатель еще раз подчеркивает мягкость и доброту героя, который год назад, мстя за товарищей, убил мать своего сына.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Как характеризуют Якова Шибалка его поступки — убийство Дарьи и спасение ребенка?