Как юмор, сатира, сарказм взаимодействуют в сказках Салтыкова-Щедрина?
Как юмор, сатира, сарказм взаимодействуют в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина?
Сказка — первоначально фольклорный жанр, в основании сюжета вымысел, сохраняющий связь с действительностью на уровне морального поучения, отражения в условной, фантастической форме социальных реалий. Салтыковым-Щедриным в первую очередь был использован сатирический потенциал сказки. В его сказках органически сочетаются различные разновидности комического: юмор, сатира, сарказм.
Комическое — изображение смешного, нелепого, несообразного, странного
Сарказм — суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым. Сарказм отличает тон негодования, возмущения.
Сказки Салтыкова-Щедрина тематически разнообразны. В сказках «Повесть о том, как один мужик
В «Медведе на воеводстве» героями становятся очеловеченные животные.
Дикий помещик из одноименной сказки возмечтал об освобождении собственных земель от мужиков, раздражающих его своей жизнью, деятельностью, внешним видом. Мечта сбылась, но с ее осуществлением исчезают люди и все средства, при помощи которых поддерживалось комфортное и внешне «культурное» существование. Помещик постепенно дичает, превращается в полузверя.
Интересно, что и в этом состоянии он упорно придерживается своего странного выбора жить без мужиков. Это показывает глубину ненависти и отчуждения от жизни народа значительной части землевладельцев.
Дополнительно мысль о полном бесправии народа и всевластии общественных паразитов подчеркивается в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Беспомощные, не способные ни к чему, кроме хождения в присутствие, генералы на необитаемом острове были обречены на смерть. В то же время отмечается, как богата земля, на которой они оказались.
Самостоятельно обустроить жизнь мини-общества генералы не смогли. Только с появлением мужики жизнь обретает порядок и смысл, стержень, к которому все крепится. Но одновременно писатель с горечью показывает, как покорен мужик воле никчемных паразитов.
Положение народных масс вызывает сочувствие писателя, но пассивность мужика и безразличие к собственной судьбе он делает одним из объектов сатирического изображения.
На вершину общественной пирамиды переносят читателей перипетии сюжета сказки «Медведь на воеводстве». Очень часто сатирический заряд сказок Салтыкова-Щедрина направлен против общественной позиции и поведения различных слоев российской интеллигенции. Этому посвящены сказки «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист». Гротескным, нарицательным образом трусливого, боящегося жизни человека стал образ главного героя сказки «Премудрый Пискарь».
Насмешку сменяет ирония, иронию — горький саркастический смех над существом, лишившим себя жизни, «дрожавшим» весь свой долгий, но абсолютно бесплодный и бессмысленный век.
Обличающий и жизнеутверждающий смех стал одним из главных орудий писателя в борьбе с пороками общества и недостатками людей.
Как юмор, сатира, сарказм взаимодействуют в сказках Салтыкова-Щедрина?