Как юмор, сатира, сарказм взаимодействуют в сказ­ках Салтыкова-Щедрина?

Как юмор, сатира, сарказм взаимодействуют в сказ­ках М. Е. Салтыкова-Щедрина?

Сказка — первоначально фольклорный жанр, в ос­новании сюжета вымысел, сохраняющий связь с дей­ствительностью на уровне морального поучения, отра­жения в условной, фантастической форме социальных реалий. Салтыковым-Щедриным в первую очередь был использован сатирический потенциал сказки. В его сказках органически сочетаются различные разновид­ности комического: юмор, сатира, сарказм.

Комическое — изображение смешного, нелепого, несообразного, странного

в жизни. Комическое может возникать с различными авторскими интонациями. Юмор — позитивное проявление комического, до­брый, веселый смех, проявление жизнерадостности, помощник в жизненном созидании. Сатира — коми­ческое изображение общественных типов и явлений в литературе с целью их развенчания, уничтожения. Са­тирик показывает недостойное в жизни, внутренне не­состоятельное.

Сарказм — суждение, содержащее ед­кую, язвительную насмешку над изображаемым. Сар­казм отличает тон негодования, возмущения.

Сказки Салтыкова-Щедрина тематически разно­образны. В сказках «Повесть о том, как один мужик

двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Мед­ведь на воеводстве» сатирически изображаются пра­вительственные и общественные верхи, эксплуататор­ские классы. Два приема, наиболее часто используемые фольклором, положены в основание сюжета названных произведений. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает людей в условный, вымышленный мир, чтобы точнее указать их характерные особенности, отношения.

В «Медведе на воеводстве» героями становятся очеловеченные животные.

Дикий помещик из одноименной сказки возмечтал об освобождении собственных земель от мужиков, раздражающих его своей жизнью, деятельностью, внешним видом. Мечта сбылась, но с ее осуществлением исчезают люди и все средства, при помощи которых поддерживалось комфортное и внешне «культурное» существование. Помещик постепенно дичает, превращается в полузверя.

Интересно, что и в этом состоянии он упорно придерживается своего странного выбора жить без мужиков. Это показывает глубину ненависти и отчуждения от жизни народа значительной части землевладельцев.

Дополнительно мысль о полном бесправии народа и всевластии общественных паразитов подчеркивается в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Беспомощные, не способные ни к чему, кроме хождения в присутствие, генералы на необитаемом острове были обречены на смерть. В то же время отмечается, как богата земля, на которой они оказались.

Самостоятельно обустроить жизнь мини-общества генералы не смогли. Только с появлением мужики жизнь обретает порядок и смысл, стержень, к которо­му все крепится. Но одновременно писатель с горечью показывает, как покорен мужик воле никчемных пара­зитов.

Положение народных масс вызывает сочувствие писателя, но пассивность мужика и безразличие к соб­ственной судьбе он делает одним из объектов сатириче­ского изображения.

На вершину общественной пирамиды переносят чи­тателей перипетии сюжета сказки «Медведь на вое­водстве». Очень часто сатирический заряд сказок Сал­тыкова-Щедрина направлен против общественной позиции и поведения различных слоев российской ин­теллигенции. Этому посвящены сказки «Самоотвер­женный заяц», «Карась-идеалист». Гротескным, на­рицательным образом трусливого, боящегося жизни человека стал образ главного героя сказки «Премудрый Пискарь».

Насмешку сменяет ирония, иронию — горь­кий саркастический смех над существом, лишившим себя жизни, «дрожавшим» весь свой долгий, но абсо­лютно бесплодный и бессмысленный век.

Обличающий и жизнеутверждающий смех стал од­ним из главных орудий писателя в борьбе с пороками общества и недостатками людей.




Как юмор, сатира, сарказм взаимодействуют в сказ­ках Салтыкова-Щедрина?