Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине?
Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином. Н. А. Некрасов В повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» рассказывается история главного героя — Ивана Северьяновича Флягина, жизнь которого — цепь необычных, иногда даже невероятных приключений. Не случайно первый вариант повести назывался «Черноземный Телемак». Телемак — это сын гомеровского Одиссея. Повзрослев и насмотревшись на бесстыдное поведение женихов Пенелопы, он отправился искать по свету своего отца, слишком долго не возвращавшегося с Троянской
Французский писатель Ф. де Салиньяк Фенелон создал очень популярный в свое время роман «Приключения Телемака, сына Улисса» . Тема повести Лескова — изображение простого русского человека, в образе которого писатель увидел характерные черты русской нации. Идея повести — представить положительного героя-«праведника», как называет его автор, помня русскую пословицу: не стоит село без праведника. Проблема положительного героя волновала всех русских писателей 60 — 70-х годов XIX века.
Революционные демократы хотели, чтобы новый положительный герой был смелым борцом за народное счастье против
Потому что представление о счастье у Ивана Северьяновича очень высокое: ему не нужны деньги и власть, ему нужна внутренняя уверенность, что его дела приносят пользу людям. Рассказав случайным попутчикам на корабле свою удивительную историю, он делится планами на будущее: хочет идти на войну и сражаться за народ. Вот к чему приходит главный герой после всех своих скитаний и поисков истины. Он является носителем высоких нравственных качеств, хотя сам и не подозревает об этом.
Иван Северьянович не идеальный герой, в его характере много недостатков, которые сложным образом переплетаются с достоинствами. Лесков не стремится рисовать безупречного героя, а изображает реального, неоднозначного русского человека, которого сам писатель оценивает очень высоко. В образе Флягина автор показывает формирование человека с новым национальным самосознанием.
Главный герой живет как бы в двух эпохах. В юности он был крепостным дворовым графа К., и в нем воспитывали такие черты, которые считались достоинствами для крепостных: трудолюбие, преданность господам. При наличии этих важных для крепостного черт Иван Северьянович не обладал очень серьезным достоинством крепостного — покорностью. Когда его высекли за то, что он отрубил хвостик кошке, принадлежащей горничной графини, он возмутился.
Ему стало обидно не потому, что граф забыл свое обещание отблагодарить Ивана за спасение, а потому, что его, лошадника, отправили мостить садовые дорожки. Такую несправедливость юноша не мог вытерпеть и убежал от своих господ с цыганом, прихватив пару лучших коней. Таким образом, герой порывает со своим крепостным положением, «выламывается» из своего сословия и должен искать новые жизненные ориентиры.
Он начинает пробовать всякую работу, не боится круто менять свою жизнь, его поступки непредсказуемы, он сам не знает, как поступит в следующую минуту. Пример — его поведение в сцене бегства с уланом. Сначала Иван Северьянович отказывается отдать девочку мат ери и ее любовнику, уланскому ремонтеру, не соглашается принять большие деньги, не боится уланской сабли. Но вдруг, заметив бегущего к ним отца девочки, мгновенно меняет свое решение. Отдает ребенка матери и убегает вместе с уланом от своего прежнею хозяина, совершенно не раскаиваясь в своем поступке.
Для главного героя нет ничего заветного в жизни, он необъяснимым образом вмешивается во все возможные авантюры. Не понятно, зачем он захотел сечься с татарским князем. Прожив десять лет в степях, он без сожаления бросил своих татарских жен и детей, не чувствуя никакой привязанности к ним и никакой ответственности за них.
Служа у нового хозяина — молодого князя, Иван Северьянович «делает выходы», то есть пьет запоем, так как не видит никакой достойной цели в жизни. Его существование бессмысленно, но сам герой этого не понимает. Иван Северьянович, как все крепостные в России, после Манифеста 17февраля 1861 года становится свободным человеком. Теперьон должен искать новые жизненные ориентиры.
Герой Лескова в результате своих приключений приходит к мысли: главное не покорность, не преданность хозяину, а служение своему народу. Любопытно, что к тому же выводу — счастье в том, чтоб жить для людей, — приходят герои Л. Н. Толстого — просвещенные аристократы князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов. Итак, в повести «Очарованный странник» Лесков создал яркий национальный характер, замечательный своей нравственной чистотой и человеческим обаянием: у Ивана Северьяновича обостренное чувство чести, непримиримость к несправедливости и искреннее человеколюбие. Рассказывая о странствиях героя, Лесков дает широкую картину русской жизни: описывает центральное Черноземье, Николаевскую губернию, Пензу, татарские степи, русский Север — одним словом, захолустную, «нутряную» Россию. В образе Флягина писатель подчеркивает столь характерное для русского человека «правдоискательство»: Иван Северьянович, переходя от одного приключения к другому, познает окружающий мир и в конце концов находит достойную жизненную цель — служение людям, которое оказывается даже важнее служения Богу.
Эту мысль сам герой формулирует так: «Мне за народ очень помереть хочется. Я клобучок сниму, а амуничку надену» . Совершенно очевидно, что писателю нравится его герой: Флягин за свою бурную жизнь никого не предал, никого сознательно не обманул, легко прощал обиды, что свидетельствует о его внутренней порядочности и широте души. Все эти качества возвышают героя «над чертой простой нравственности и потому «святы Господу»» . Иными словами, такой человек, по мнению Лескова, и есть «праведный».
Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине?