Какие этапы развития прошла «деревенская проза»?

Какие этапы развития прошла «деревенская проза»?

Что нового внесла в художественную литературу «лейте­нантская проза»?

«Лейтенантская проза» показывала войну с точки зрения ее рядового участника. Оказалось, что советский народ не был не­расчлененной массой, что были разные люди, по-разному про­являвшие себя на войне. Были героизм и самопожертвование, но рядом — трусость и шкурничество, предательство и малодушие. «Лейтенантская проза» углубила психологизм и драматизм в изо­бражении человека на войне, поставила

в основу произведения проблему выбора.

Какой композиционный прием лежит в основе повести В. Быкова «Сотников»?

Повесть В. Быкова «Сотников» построена на контрасте. Кон­трастны герои Сотников и Рыбак, которые представляют два варианта поведения в экстремальных обстоятельствах. Контраст наблюдается между внешним обликом и внутренним содержа­нием. Сотников слаб физически, но неуступчив и стоек духовно. Рыбак вынослив, силен, храбр в бою.

Но он оказывается мало­душным перед лицом смерти.

Какие произведения о Великой Отечественной войне от­носятся к «магнитофонной» художественно-документальной

про­зе? Проанализируйте одно из них.

«Магнитофонная» проза зародилась в Беларуси. Это художест­венно обработанные магнитофонные записи рассказов очевид­цев, сильные неприкрытой правдой, драматизмом, деталями, которые невозможно придумать. Первым произведением такого рода была книга А. Адамовича, В. Колесника, И. Брыля «Я из огненной деревни» о трагедии сожженной дотла Хатыни.

А. Ада­мович и Д. Гранин написали также жестокую в своей правде «Бло­кадную книгу». Ученицей и продолжателем этой линии докумен­тально-художественной прозы стала С. Алексиевич, создавшая книгу о женщинах на войне «У войны не женское лицо».

Какие нравственные проблемы решались в военной про­зе 1970-80-х годов?

В 1970-е — начале 80-х годов в военной прозе разрабатывают­ся новые проблемы, более глубокие нравственные конфликты. В повести В. Тендрякова «Донна Анна» лейтенант Галчевский уби­вает командира, заподозрив его в трусости, и ведет солдат в бес­смысленную атаку, в которой все, кроме него, погибают. За книж­ные представления о храбрости Галчевский платит страшную цену. Здесь решается проблема трагической вины, рожденной бессмыс­ленной верой в массовые понятия чести, патриотизма. В повести В. Кондратьева «Сашка» герой отказывается расстрелять безо­ружного немца — это тоже новое явление в изображении войны.

В повестях В. Быкова «Карьер», «В тумане» герои показаны уже не в минуты героизма, а в будний час между жизнью и смертью, причем свои воюют против своих. Важной нравственной пробле­мой становится проблема доверия.

Какие произведения посвящены переломному моменту в истории Великой Отечественной войны — Сталинградской битве?

Сталинградская битва с очерковой точностью была изобра­жена К. Симоновым в повести «Дни и ночи». Здесь героическое выступало в его массовом проявлении, в нерасчлененности на отдельные судьбы. Впервые Сталинградскую битву в ее «окоп­ной» правде показал В. Некрасов в повести «В окопах Сталингра­да». Писатель камерно-лирически, без патетики, сдержанно по­вествует о человеке на войне, когда самым трудным оказывается не атака, а проверяющие.

Проблема свободы личности оказыва­ется решающим фактором в романе В. Гроссмана «Жизнь и судь­ба», центром которого является Сталинградская битва.

Какие этапы развития прошла «деревенская проза»?

«Деревенская проза» ведет свое начало с 1950-х годов. Ее ис­токами были очерки В. Овечкина «Районные будни». Но как на­правление в литературе «деревенская проза» складывается в на­чале 1960-х годов. Началом ее можно считать рассказы «Матре­нин двор» А. Солженицына, «Тугой узел», «Ухабы» В. Тендрякова.

На первом этапе писателям важно было показать неблагополу­чие деревни, обратную сторону «счастливой» жизни в колхозах. В начале 1970-х годов «деревенщики» обратились к нравственным аспектам крестьянской жизни. Смерть героя, мотив прощания начинает играть большую роль в структуре произведения. Смерть воспринималась в ши­роком плане: не только как уход из жизни одного человека, но как гибель деревенских устоев, национальная драма.

Писатели искали истоки национальной нравственности, почву, на кото­рой может взрасти деревня. Такими хранителями русской общин­ности они видели людей старшего поколения. Именно старики и старухи стали положительными героями и воплощением нацио­нального характера в повестях В. Распутина, В. Астафьева, В. Бе­лова, Ф. Абрамова. В конце 1970-х годов писатели обращаются к переосмыслению коллективизации, раскрывают ее разлагающее влияние на деревню.

Изменяется изображение зажиточных кре­стьян — кулаков. Их уничтожение расценивается как гибель са­мых трудолюбивых, хозяйственных крестьян. В 1980-е годы В. Распутин, Б. Можаев, В. Астафьев показывают нравственную гибель деревни, ее вымирание. В 1990-е годы «де­ревенская проза» как бы угасает.




Какие этапы развития прошла «деревенская проза»?