Какие философские проблемы поставлены в романе Лермонтова «Герой нашего времени»?
Какие философские проблемы поставлены в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» поставлены различные философские вопросы.
Во-первых, проблема взаимодействия человека и природы. Как всегда, у Лермонтова природа здесь — доброе, благодатное начало, она целительна для измученной души героя. Печорин в романе способен тонко чувствовать и понимать природу. Вспомним, как он восхищается летним утром перед дуэлью.
С любовью описывает он в своем дневнике пейзаж, открывающийся
Вместе с тем герой является человеком «культуры», «цивилизации», и в этом смысле он противопоставлен «естественным» людям — горцам, Бэле, Азамату; контрабандистам и ундине. Таким образом, автор освещает этот конфликт в традиционном литературном русле.
Другая проблема, остро звучащая в романе, — проблема смысла жизни. Печорин у Лермонтова мучительно пытается угадать собственное предназначение. Человек сильной воли и больших возможностей, он стремится к активной жизни. Недовольный своим бесцельным существованием, страстно жаждущий идеала, но не
А, верно, она существовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал назначенья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни». «Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Вместо активной, осмысленной деятельности Печорин занят светскими интригами.
Большое значение придается в романе понятиям «счастье», «дружба», «любовь». Автор раскрывает нам взгляд своего героя на эти категории. Однако Печорин понимает эти понятия искаженно. Счастье, по мысли его, — это «насыщенная гордость».
Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Жить Печорину «скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось только два убеждения: рождение — несчастье, и смерть неизбежна.
Чувство любви и потребность в дружбе в представлении Печорина давно уже потеряли свою ценность. «Из двух друзей один всегда раб другого», — считает он. Любовь для героя — удовлетворенное честолюбие, «сладкая пища… гордости». «Возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и торжество власти?» — пишет Печорин в своем дневнике. Так, простые человеческие чувства и отношения — любовь, дружба — оказываются для героя недоступными.
Многие философские проблемы освещаются автором в дневнике Печорина. Лермонтов использует здесь эпитеты, метафоры, риторические вопросы.
Важнейшая философская проблема романа — это проблема рока, судьбы и свободной воли человека. Этой теме посвящена повесть, завершающая роман, — «Фаталист». На примере истории Вулича мы видим значимость судьбы, рока, довлеющего над человеком.
Но Печорин, обезоружив убийцу Вулича, здесь на собственном примере утверждает значимость личностной воли человека.
Эта философская повесть имеет большое идейно-композиционное значение. Заканчивая роман на этой ноте, М. Ю. Лермонтов придает ему жизнеутверждающее, оптимистическое звучание. Вместе с тем здесь есть подспудный авторский мотив — призыв человека к активной, деятельной жизни. И в этом — авторская позиция М. Ю.
Лермонтова.
Какие философские проблемы поставлены в романе Лермонтова «Герой нашего времени»?