Какие особенности летописей вы можете вы­делить? Можете ли вы назвать отличительные черты жанра «поучение»?

Какие особенности летописей вы можете вы­делить?

Летопись возникла еще в Киевской Ру­си из потребности русского общества иметь свою письменную историю, и это было связано с ростом национального са­мосознания народа. Летопись представля­ла собой исторический документ, вклю­чающий в себя тексты или переложения договорных грамот, завещания князей, постановлений феодальных съездов и дру­гие документы. События не только отече­ственной, но и мировой истории, их взаи­мосвязь становились предметом интереса летописцев.

Особенно ярко

это, прояви­лось в «Повести временных лет», в кото­рой вопрос о происхождении русского на­рода исследовался в связи с общемировой историей. Летопись велась по годам, имела коллективное авторство, и потому в ней мы находим разнообразные мнения о событиях истории, более широкий ох­ват, непосредственное отражение народ­ной точки зрения на эти события. В ней можно заметить даже различия в полити­ческих взглядах и литературном мастер­стве ее составителей.

Часто использовались летописцами фольклорные и книжные источники. Один из первых летописных сводов — «Повесть временных лет» — памятник коллективного

творчества, над которым, начиная с правления Ярослава Мудрого в 30-е годы XI века, трудилось не одно по­коление русских летописцев, как прави­ло, монахи или представители княжеско — боярской среды. Наибольшую известность как летописец приобрел преподобный Не­стор, монах Киево-Печерского монастыря.

Летописи, и особенно «Повесть времен­ных лет», допускали смешение жанров в рамках одного произведения. Так, в соста­ве «Повести…» мы находим летописные сказания, близость к жи­тийной литературе. В недрах летописи начинает формироваться воинская по­весть, например о мести Ярослава Святополку Окаянному. В «Повесть временных лет» вошло и «Поучение Владимира Мо­номаха».

Однако при всей событийной и жанровой мозаичности летописи она отличается тематическим единством — изображением отдельных вех истории Ру­си, изложением событий в строгой времен­ной последовательности. Хронологическая связь событий подкреплялась в летописи генеалогической линией, т. е. показом преемственности власти князей Рюрико­вичей. Летописец обязательно указывает на родственные отношения между князья­ми, чью славу наследует каждый из них.

Летописи провозглашают в качестве ос­новных своих идей утверждение незави­симости Руси, превосходство христианст­ва над язычеством, неотделимость рус­ской истории от всеобщей, призыв к единству действий в борьбе с врагами, ду­ховное единение русского общества.

Можете ли вы назвать отличительные черты жанра «поучение»?

В Древней Руси развивалась ораторская проза, которая, в свою очередь, делится на торжественное и учительское красно­речие. Поучение принадлежит к учитель­скому красноречию. Его цель — наставле­ние, информация, полемика.

Оно невелико по объему, часто лишено риторических украшений, писалось или произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке.

«Памятники дидактической прозы, часто безыскусные по стилю, содержали немало ярких бытовых реалий и сцен «низкой» действительности, особенно в описании пороков человеческих… Вос­питывая христианскую нравственность, «учительная» литература осуждала поро­ки и прославляла добродетели, напоми­ная верующим о дне Страшного суда и не­избывной муке, которая уготована греш­никам после смерти в аду.

Среди произведений дидактического красноречия особо выделяется группа «слов» на тему «казней Божьих», где лю­бое бедствие, обрушившееся на страну: за­суха или наводнение, эпидемия или вра­жеское нашествие расценивается как Божественное возмездие за грехи. Другая группа «поучений» и «бесед» ад­ресована монахам и содержит ряд правил, которым неукоснительно должен следо­вать инок: соблюдать пост, отличаться кротостью нрава, совершать молитвенный подвиг, как можно чаще прибегать к по­каянию и причастию».

Примером памятника светской «учи­тельной» литературы является «Поучение Владимира Мономаха».




Какие особенности летописей вы можете вы­делить? Можете ли вы назвать отличительные черты жанра «поучение»?