Какие роды литературы и жанры произведений преобладают в вашем чтении?

Какие роды литературы и жанры произведений преобладают в вашем чтении? И. В. Гете считал лучшим читателем того, кто «судит, наслаждаясь текстом, и наслаждается, рас­суждая».

Ваше мнение? Это очень подготовленный читатель, высокообразованный и эмоционально вос­приимчивый. Особенностью такого чита­теля является органическое сочетание аналитического чтения и непосредствен­ного чувственного постижения художест­венного текста.

Какие роды литературы и жанры произведе­ний преобладают в вашем чтении? Чем вы объяс­няете свой

выбор?

Эпические и лирические произведения. В эпосе романного жанра привлекают сю­жеты, сложная композиция, философ­ские размышления автора и его героев. В лирике — элегии, созвучные собствен­ным настроениям.

Драма предназначена для постановки на сцене, поэтому предпо­читаю смотреть пьесы в разных театрах и сопоставлять театральные интерпрета­ции.

Какие эпические произведения вы читали? Можно ли, отвечая на этот вопрос, говорить прежде всего о прозаических произведениях?

Я читал рассказы, повести, романы, очерки, эссе. К эпосу можно отнести не только прозаические произведения, но и написанные

в стихотворной форме, на­пример «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах» и т. д. В русской и мировой литературе су­ществует жанр романа в стихах.

Объясните, почему «Евгений Онегин» назван «романом в стихах» и как вы понимаете слова Пуш­кина о том, что между романом и романом в стихах — «дьявольская разница».

Роман «Евгений Онегин» — лириче­ский дневник целого десятилетия жизни поэта, в котором поэт отразил не только события общественной жизни, интересы молодой дворянской интеллигенции, быт и культурный уровень различных слоев дворянства, некоторые детали народной жизни и т. д., но и включил в основную сюжетную линию лирические отступле­ния и размышления автора, сопровож­дающие романные события. К тому же нельзя забывать о форме «Евгения Онеги­на», т. е. о стихотворном размере, кото­рым он написан, об «онегинской строфе». Вот и обнаруживается «дьявольская раз­ница» между романом вообще и романом в стихах Пушкина.

По какой причине или совокупности причин Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой? Почему он в своих письмах иногда называл те же «Мертвые души» романом? «Мертвые души» названы поэмой бла­годаря заложенному в этом произведении сильному лирическому элементу, сопро­вождающему сюжетное действие: встав­ным рассуждениям и лирическим отступ­лениям. Много грустных и вместе с тем мечтательно-лирических раздумий о бу­дущем России, о ее талантливом народе, достойном иной участи и страдающем от глупых и бездарных помещиков и чи­новников, распоряжающихся его судьбой.

Вместе с тем многообразие поставлен­ных в «Мертвых душах» проблем, широ­кий охват российской действительности, выразившийся в создании ярких картин городской и поместной жизни, позволяет считать это произведение романом.

Какие признаки лирического произведения считаете вы самыми характерными, специфичными для него?

Наличие в лирическом произведении образа-переживания, лирического героя, повышенная эмоциональность. Стихотво­рения, созданные великими поэтами по какому-либо конкретному случаю или в связи с фактами биографии, приобре­тают часто общечеловеческую значи­мость, потому что содержат вневремен­ные ценности, доступные и близкие боль­шинству.

Какой признак лирического стихотворения кажется вам наиболее существенным: ритм, рифма, стихотворный размер? Может быть, вы назовете какие-то другие признаки?

Все названные признаки в совокупнос­ти с теми, о которых говорилось в ответе на предыдущий вопрос.

Можно ли инсценировать лирическое произ­ведение?

Лироэпическое можно. Стихотворение нельзя инсценировать, его можно перело­жить на музыку, создать романс или пес­ню и исполнять.

Перед вами строки стихотворений пяти раз­меров русского силлабо-тонического стиха. Опре­делите размер каждой из этих строчек:

У лукоморья дуб зеленый… — ямб.

Сквозь волнистые туманы… — хорей.

Славная осень! Здоровый, ядреный… —

Дактиль.

Однажды в студеную зимнюю пору… —

Амфибрахий.

Меж высоких хлебов затерялося… —

Анапест.

Вам знакома инверсия — перестановка слов, которая может придать стиху большую выразитель­ность. Проверьте это на примерах инверсии из сти­хов Н. Заболоцкого:

Приближался апрель к середине…

Лоб его бороздила забота…

Непочатого хлеба ковригу…

Бил ручей, упадая с откоса…

Сначала восстановите обычный порядок слов: «Апрель приближался к середине…» Что создала в этой строчке инверсия?

«Апрель приближался к середине…» — инверсия придает фразе медитативность, лиричность размышлений.

«Забота бороздила его лоб…» — инвер­сия помогает достичь впечатления о на­пряженности мысли героя. Перестанов­ка слов подчеркивает важность забот

Героя.

«Ковригу непочатого хлеба…» — пу­тем инверсии акцент делается на слове «непочатого», т. е. подчеркивается, что к хлебу еще никто не прикасался.

«Ручей бил, упадая с откоса» — инвер­сионное вынесение на первый план слов «бил ручей» создает картину и передает звучание бурно струящейся воды.

К какому из родов литературы отнесете вы рекламный плакат Маяковского: «Нигде кроме как в Моссельпроме» или «Беги со всех ног поку­пать «Огонек»? Нужно ли и эти краткие рекламные стихи записывать «лесенкой»? Маяковский это делал, В чем особенность записи стихов «лесен­кой»?

Трудно отнести к лирике рекламные стихи, но наличие рифмы, определенной ритмики указывает на принадлежность их в лирическому роду литературы. Ле­сенкой подчеркивается значение ключе­вого слова в рекламном призыве, как «Огонек», Моссельпром.

Как связаны между собой такие части дра­матического произведения, как акт, действие, явле­ние, сцена, картина?

Акт и действие — понятия синонимич­ные, означающие законченную часть пье­сы, на которые она делится. Вместе с тем развитие действия означает реализацию сюжетной линии. Иногда акт называется сценой.

Явление — часть акта, сцены, определяемая кругом действующих лиц. С появлением новых персонажей или ухо­дом за сцену некоторых из них меняется явление. Некоторые драматурги вместо сло­ва «явление» используют — «картина».

Внимательно прочтите фрагменты из «Мерт­вых душ» Гоголя. Решите, что перед вами: сравне­ния или метафоры, и попробуйте доказать свою правоту: «Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями»; «Чичиков увидел в руках его графинчик, который был весь в пыли, как в фу­файке». В. Катаев утверждает, что это метафоры.

Прав ли он?

Вопрос сложный, так как все-таки ме­тафорой можно считать нерасчлененное сравнение, в котором легко усматривают­ся оба члена. Здесь же они соединены сою­зами «как будто», «как», что характерно для сравнений. Их можно считать мета­форическими сравнениями в силу то­го, что Гоголь придал сопоставляемым об­разам чрезвычайную выразительность и зримость.

Чехов сказал, что его поразило в одном уче­ническом сочинении определение моря: «Море бы­ло большое». В. Катаев стремится поддержать Чехо­ва и пишет: «И правда, вот вы увидели море: пер- Вое, что вам приходит в голову, это то, что оно большое, огромное». Согласны ли вы с мнением этих писателей или вы по-иному восприняли море при первой встрече?

Чехова, вероятно, поразило столь сла­бое, примитивное восприятие учеником моря — большое. Огромное — более точ­ное определение моря. Прекрасное описа­ние моря дали наши поэты, например В. А. Жуковский:

Безмолвное море, лазурное море.

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо, ты дышишь…

Это описание вбирает в себя и большой размер моря, и его огромность. А что ка­сается ученического сочинения, то вполне закономерно, что автор начинает именно с впечатления о большом водном простран­стве, его бескрайности. Но выразить более разнообразно и точно свои впечатления ученику было сложно.

К тому же нам не­известно, в каком классе он учился.

Прочтите описание пейзажа: «А наверху в это время, в той стороне, где заходит солнце, скучи­ваются облака; одно облако похоже на триумфаль­ную арку, другое — на льва, третье — на ножницы». Это текст Чехова. Какие художественные приемы использованы в описании?

Использован прием сравнения. Крите­рии различения его с метафорой мы попы­тались раскрыть в ответе на 13-й вопрос.




Какие роды литературы и жанры произведений преобладают в вашем чтении?