Какие сказочные мотивы использованы в повести «Ночь перед Рождеством»?
…поэт вошел в царство народности как ее полный властелин, но, проникнувшись ее духом, слившись с нею, он показал только свое родство с нею, а не тождество… В. Г. Белинский Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» похожа на фольклорную волшебную сказку, иными словами, автор активно пользуется вымыслом, фантастикой и символикой, чтобы в иносказательной форме охарактеризовать окружающий мир. Предметом изображения в волшебной сказке являются необычные, страшные события ; в»Ночи…» находим договор доброго христианина — кузнеца
Вымысел в волшебной сказке может напоминать действительность, а может иметь фантастический характер. Замечательной особенностью «Ночи…»
В рождественскую ночь с неба над Диканькой пропал месяц и поднялась метель, потому что черт решил навредить кузнецу. Вакула собирался пойти к Оксане объясниться, но не хотел встречаться с Чубом, которого недолюбливал. Черт специально украл месяц с неба и положил в свою торбочку, чтобы Чуб остался дома.
Фантастика, в свою очередь, приобретает реальные черты в сцене, когда черт, украв месяц, прилетает к Солохе и начинает ухаживать за ней, как опытный дамский кавалер. Или Вакула приходит за советом к сельскому колдуну Пузатому Патоку, а тот ест самые обычные вареники фантастическим образом: взглядом перебрасывает вареники из одной миски в другую, наполненную сметаной, а потом тем же магическим способом отправляет их в собственный рот. Реальность и фантастика переплелись в образе кузнеца Вакулы. С одной стороны, это вполне реальный человек, ничто человеческое ему не чуждо: он горячо любит Оксану и страдает от ее кокетства, недолюбливает Чуба, он хороший кузнец и основательный хозяин. С другой стороны, он положительный герой народных сказок, который обладает всеми необходимыми для этого качествами.
Автор наделил Вакулу физической силой, мужеством, упорством, красотой, подкупающей прямотой в обращении с Оксаной, Чубом, Екатериной. В образе Вакулы соединились черты фольклорного богатыря и «иронического дурака» . Рядом с Вакулой в повести помещены другие достойные казаки. Гоголь сохраняет идейную установку любой сказки — показать борьбу добрых и злых сил и непременную победу добра. В соответствии с этим идейным заданием все герои в сказке делятся на добрых и злых ; в «Ночи…» Вакула — наиболее активный представитель добрых сил, а его мать Солоха и черт играют роли сказочных злодеев. Правда, у этих злодеев не получается серьезно навредить Вакуле. Солоха против женитьбы сына на Оксане, так как сама хочет выйти замуж за Чуба, чтобы прибрать к рукам его богатое хозяйство, но именно Вакула в конце концов получает согласие невесты и ее отца.
Черт, стараясь помешать Вакуле, все время попадает впросак и сам в конце концов, под угрозой крестного знамения, помогает удалому кузнецу добыть царские черевички. Злые силы в повести совсем нестрашные, наоборот, они описываются с замечательным юмористическим мастерством. Юмор в «Ночи…», кроме прочего, сглаживает границы реального и фантастического миров. Так, хотя черт очень старался, чтобы старый Чуб остался дома, достойный селянин из упрямства отправился в гости.
Нечистый просчитался, так как никакая метель не может остановить казака, когда он намерен выпить «перегонной на шафран водки». Еще пример. Каких размеров должен быть мешок, чтобы в нем могли уместиться два таких солидных казака, как дьяк и Чуб?
Каким силачом должен быть Вакула, чтобы разом поднять этот мешок и еще один, в котором Солоха спрятала многопудового диканьковского голову? Однако все эти несуразности Гоголь описывает совершенно серьезно, что усиливает комизм ситуации. В повести Гоголь повторяет распространенные сказочные сюжетные ходы. Часто причиной приключений сказочных героев является поиск пропавшего жениха или невесты, Своенравная Оксана не ценит любовь Вакулы и похожа, в каком-то смысле, на потерявшую невесту. Кузнец хочет заслужить любовь Оксаны, подарив ей царские черевички, за которыми отправляется в далекий Петербург.
Как обычно бывает в сказках, Вакула сначала выбирает неверный путь для достижения своей цели: чтобы добиться любви Оксаны, он готов утопиться или заключить сделку с нечистой силой. Однако он вовремя успевает опомниться, отбросив грешные мысли о самоубийстве и продаже своей души черту. Гоголь использует сказочный мотив странствий : Вакула летит из Диканьки в Петербург.
Тройное повторение эпизодов — характерная особенность фольклорных сказок — присутствует в «Ночи…», правда, повторяются периферийные эпизоды: Солоха прячет в мешки трех своих поклонников, черт же сам ныряет в маленький мешок. В результате четыре кавалера распределяются по трем мешкам. Как во многих волшебных сказках в финале появляется справедливый и добрый царь, так и в «Ночи…» Вакула добирается до Зимнего дворца, где невыразимо прекрасная царица Екатерина без лишних вопросов исполняет просьбу простодушного кузнеца и дарит ему счастье — золотые черевички из собственного гардероба.
Как и у большинства сказок, у повести счастливый конец: добро торжествует над злом, преданный Вакула заслуживает любовь своей избранницы.
Итак, повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» имеет множество черт, роднящих ее с волшебной сказкой: захватывающие сюжетные ходы, образ главного героя, группировка персонажей. Однако «Ночь…» представляет собой не фольклорную, а авторскую сказку, то есть литературное произведение, которое отличается от народной сказки изобразительными приемами. Во-первых, у Гоголя сказочный сюжет обрастает красочными описаниями, то есть автор стремится опоэтизировать природу и казацкий быт по сравнению с лаконичной фольклорной сказкой. Эти точные и остроумные описания замедляют действие повести, но усиливают увлекательность повествования.
Во-вторых, эпизоды повести выстроены так, чтобы придать захватывающую напряженность рассказу, а развязка каждого эпизода неожиданна и комична. Так, Чуб заблудился в метели и вернулся-таки домой, как хотел черт. Но, столкнувшись в дверях собственной хаты с Вакулой, Чуб оробел, а кузнец, не узнав будущего тестя, крепкими толчками выгнал Чуба на мороз. Когда Солоха уже рассадила трех своих важных кавалеров в мешки, подоспел последний — казак Свербыгуз.
Его она не решилась принимать дома, так как нельзя было найти мешка, в который бы поместился такой дородный мужчина. Тогда «Солоха вывела его в огород, чтобы выслушать от него все то, что он хотел ей объявить». В-третьих, Гоголь использует сложные психологические мотивировки поведения героев. При всех отличиях «Ночи…» от фольклорной сказки, следует признать, что эта повесть истинно народное произведение: Гоголь отразил в ней народную жизнь в ее существенных проявлениях, отразил дух народа, его остроумие, веселость, его взгляд на мир.
Какие сказочные мотивы использованы в повести «Ночь перед Рождеством»?