Каких героев русской литературы мы можем сравнить с Печориным и почему?
Каких героев русской литературы мы можем сравнить с Печориным и почему?
Печорина мы можем сопоставить с Евгением Онегиным из одноименного романа А. С. Пушкина, с Базаровым из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Каждый из них является центральной фигурой в системе персонажей произведения. Это единый литературный тип — тип «лишнего человека», расходящегося с современным ему обществом. Герои сходны своими личностными качествами — внутренней противоречивостью, глубиной натуры, склонностью к рефлексии.
Все эти персонажи
В сюжетах всех трех произведений звучит мотив дуэли, в которой участвует главный герой. Однако в романе Тургенева мы видим некоторое комическое снижение этого мотива: оба дуэлянта остаются живы, сам Базаров относится к этому происшествию с определенным сарказмом, назвав его «рыцарским турниром».
Также во всех трех произведениях звучит мотив дружбы — вражды, связанный с центральным персонажем. У Лермонтова и Тургенева мы видим определенное сходство в развитии сюжетной линии: Печорин умирает по дороге из Персии, Базаров умирает, заразившись тифом во время
Одновременно мы можем говорить о сходной авторской позиции: каждый из героев интересен своему автору и в чем — то близок ему. «Я подружился с ним в то время, Мне нравились его черты», — пишет Пушкин об Онегине. Печорин как романтический персонаж во многом воплощает внутренний мир самого Лермонтова. И наконец, Тургенев вел дневник от лица Базарова, а когда писал в романе сцену смерти героя, то рыдал навзрыд.
При создании этих образов писатели используют определенные художественные средства: портреты, диалоги, пейзажи. Мы помним портрет-очерк Онегина, включающий описание его костюма, привычек, манер. Характерен портрет Печорина, данный читателю сначала через восприятие Максима Максимовича, затем через восприятие рассказчика. Наконец, портрет Базарова, в котором автор подчеркивает характерные детали — «широкий лоб», «зеленоватые глаза», выражающие «самоуверенность и ум», «обнаженную красную руку». Кроме того, стоит отметить, что М. Ю.
Лермонтов, раскрывая внутренний мир своего героя, включает в повествование дневник Печорина, применяет прием «рассказ в рассказе».
Каких героев русской литературы мы можем сравнить с Печориным и почему?